В ПРЕДДВЕРИИ ПОДВИГА

Грянула Октябрьская революция. Всё складывалось так, что Рерихи не могли вернуться в революционную Россию. Финляндия закрыла границу с Россией. Но главная причина была в другом. В России бесчинствовали сионисты, захватившие власть. Они остервенело истребляли всё русское и, в первую очередь, носителей русской культуры. По возвращении в Петроград Рерихи были бы расстреляны или брошены в тюрьму, тем более, что в Карелии Николай Константинович не мог спокойно отнестись к местечковым – варварам, запалившим в России сатанинский всеистребляющий пожар, и потому активно поддерживал Белую Гвардию.

В Карелии Рерих получил приглашение одного из шведских знакомых устроить выставку своих работ в Стокгольме. Тогда же наш знаменитый деятель искусства Сергей Дягилев советовал Николаю Константиновичу приехать в Лондон, где обещал найти ему работу.

В 1919 году выставка картин Рериха успешно проходит в Швеции. Затем Рерихи перебираются в Лондон, где также их ждёт успех. Картины продаются, появляются деньги, которые обеспечивают существование семьи художника. Николай Константинович получает контракт на сценическое оформление оперных постановок в Королевской Опере Ковент-Гардена. Из Лондона путь в Россию был отрезан, да и вести оттуда приходили самые ужасающие, там совершалось кровавое бесовство, и речи о возвращении быть не могло, ибо истреблялась русская интеллигенция. Из Карелии, преодолевая неверие и подозрения, уже похороненные западным миром, как жертвы кровавого режима, они через Финляндию проследовали в Швецию, далее в Норвегию и в Лондон. Именно отсюда Рерихи планировали отправиться в заветную Индию. Однако здесь, судя по целому ряду намеков, у Елены Ивановны произошла знаменательная встреча с Учителями. По её словам, это случилось следующим образом.

Она шла в густой толпе, занятая своими мыслями. И вдруг почувствовала, что толпа как бы расступается и рассредоточивается. На какое-то мгновение ей показалось, что прохожие вообще куда-то растворились, исчезли. Она подняла голову и увидела, что навстречу ей идут два индуса необычно высокого роста, в белых полотняных одеждах. Когда они поравнялись, один из них слегка улыбнулся Елене Ивановне. Это был Кут Хуми.

А вечером того же дня – это было 24 марта – они посетили дом Рерихов, расположенный недалеко от знаменитого Гайд-Парка из Квинсгэттеррасе. Подробностей беседы мы не знаем. Но зато хорошо известен документальный итог этой встречи: слова Махатмы Мории, непосредственно продиктованные Рерихам и обращенные к Рерихам с указанием их новой роли как вестников и проводников Учения Белого Братства.

«В Новую Россию Моя первая весть!

Ты, давший Ашрам,

Ты, давшая две жизни, –

возвестите.

Строители и воины, укрепите ступени.

Читающий, если не усвоишь, – перечти, переждав.

Сужденное не случайно, и листы упадают во времени.

Но зима – только вестник весны.

Все открыто, все доступно,

Я вас замкну щитом – трудитесь.

Я сказал».

Николай Константинович хлопочет у властей о визе в Индию. Уже куплены билеты на пароход. Но вдруг выясняется, что деньги растрачены, картины продать не удалось. И тогда вдруг поступает неожиданное предложение от некоего Хорша, будущего предателя, устроить турне выставок картин Николая Константиновича в Америке. Рерихи решительно не понимали – зачем им ехать в Америку, хотя Елена Ивановна уже несколько лет назад в видении лицезрела, что они находятся в Америке. Но эта поездка должна была сыграть выдающуюся роль в осуществлении всей их Миссии, которая была столько же общемировой, сколько и русской. Им надо было привлечь внимание мировой общественности к русской культуре и русской духовности, раскрыть её глубину и сложность перед западным миром. Успешное пребывание Николая Константиновича в Америке должно было способствовать росту его международного признания и придать авторитетность каждой высказываемой им мысли, а также дать необходимые средства для намеченной экспедиции в Индию и гарантировать безопасность экспедиции во время её беспримерного путешествия по Центральной Азии. Кроме того, пребывание в Америке, обретение друзей должно было положительно повлиять на распространение Учения «Агни Йога» в западном мире. Поездка в Индию была преждевременной, вначале надо было заложить основание для будущих дел, для шествия новых очищающих идей по миру. И начинать надо было именно с Америки.

Конечно, больше всех переживала Елена Ивановна – главный духовный вдохновитель немедленной, сиюминутной поездки в Индию. Она рвалась из душного мещанского западного болота на философские высоты Индии. Елена Ивановна не признавала обходных путей, тем более что до заветной цели было рукой подать... Уж если она по поводу изменений в русской орфографии выражалась, как она сама писала, «в крепких выражениях», то здесь и подавно было от чего чертыхаться на этого Хорша с его Америкой. Но безденежье заставило покупать билеты до Америки, а может, последовал и дополнительный Указ Учителя. Словом, Рерихи отправились в Америку.

Здесь у Николая Константиновича произошла очередная встреча с посланником Шамбалы. Как всегда, все произошло быстро и неожиданно. Николаю Константиновичу было сказано, что с поездкой в Индию придётся повременить. Потом все придёт само.

И Рерихи приступили к пропаганде русского искусства и всей русской культуры. Так началось для них «Служение Родине и Человечеству». Так они стали реализовывать Указ Учителя: «Помогите строить Мою страну». И весь смысл и значение Указа поехать в Америку окончательно был расшифрован только после его исполнения, как это уже бывало не раз.

Зинаида Григорьевна Фосдик оставила нам весьма ценные записки о пребывании Рерихов в Америке:

«Моя первая встреча с Рерихами, – пишет она, – состоялась на первой выставке Николая Константиновича в Нью-Йорке 4 декабря 1920 года. Галерея Кингор была переполнена. Картины Н.К.Рериха, их сюжеты, гармония красок, новое для всех русское искусство сразу покорили американцев. Муж и я с трудом протиснулись через толпу, желая подойти к великому художнику и выразить наше восхищение его искусством. Николай Константинович сердечно поздоровался с нами, а Елена Ивановна радостно улыбнулась, когда мы заговорили на нашем родном языке. Как сейчас вижу перед собой эту красивую женщину. Рерихи пригласили нас посетить их в тот же вечер в отеле, где они остановились. С первого же момента они начали говорить о своих планах на будущее – ознакомление американцев с русской культурой и искусством. Н.К.Рерих говорил о своём намерении основать просветительно-художественное учреждение в Америке и приглашал нас участвовать во всем этом. Мы беседовали далеко за полночь, рассказывая им о нашей жизни и музыкальной деятельности, а также об отсутствии широких культурных интересов у американской общественности – то, чего нам очень недоставало».

Зинаида Григорьевна на той первой встрече очень удивлялась тому, что её встретили как старого друга. Так? В.М. Сидорову она рассказывала: «Но ещё больше я была удивлена, когда пришла в гостиницу и когда Елена Ивановна обрушила на мою голову поток информации, интереснейшей и сокровенной, но по большей части мне непонятной. В частности, она сказала, что по указанию из Шамбалы они в определенный период времени будут жить в Америке, а потом отправятся в Индию, где им предстоит встреча с Мастерами.

– А вы знали тогда, кто такие Мастера? – спросил я у Зинаиды Григорьевны.

– Понятия не имела.

А Елена Ивановна, словно не замечая моей растерянности и удивления, сообщила, что Мастер Мория является непосредственным её руководителем, а также руководителем всей их семьи».

Лишь потом, спустя какое-то время, я выяснила причину столь высокой степени доверия к себе. Оказывается, в беседе с ними в Лондоне Махатма Мория упомянул мою фамилию. Было сказано следующее: «В Америке к вам подойдут Лихтманы. Лучших помощников, чем они, вы там не найдете».

В своих записках Зинаида Григорьевна сообщает: «На следующий день Н.К.Рерих дал конкретный план работы Школы Объединенных Искусств, заранее разработанный им с Еленой Ивановной... Н.К.Рерих учил нас конструктивному строительству и пониманию искусства. Он метко замечал «о нашем прохождении курса» в «двадцати университетах», говорил о радости труда и его разумном применении в жизни, а Елена Ивановна указывала на необходимость развития, роста сознания. Она говорила также о своём тяготении к Индии».

В Нью-Йорке Рерихи оказались в кругу русских друзей и знакомых, обосновавшихся в Америке. Из всех русских наиболее близко сошелся с Рерихами только лишь писатель Георгий Гребенщиков. Подходили и другие люди, но, как писал сам Н.К.Рерих в «Листах Дневника», после того, как замечали в окружении Рерихов лиц иудейской национальности, типа Хоршей, они отходили, говоря, что, пока такие люди будут с Рерихами, они не могут поддерживать деятельность Рерихов. Но перед Рерихами стояли гигантские задачи и надо было попытаться использовать и джиннов для постройки храма Культуры.

После проведения первой выставки в США к Рерихам стали подходить восторженные поклонники творчества Николая Константиновича. Стал образовываться своеобразный кружок близких лиц, среди которых затесались и будущие предатели – чета Хоршей, Эстер Лихтман – главная предательница, Морис Лихтман.

Эстер Лихтман, она же Ояна, – медиум от рождения – была приставлена к Рерихам уже в силу своего медиумизма и темного одержания с целью выведать как можно больше и с пока ещё для себя тайным желанием (устремлением) разрушить все планы Сил Света, что нашептывал ей темный одержатель. Хоршей привлекло любопытство, а также понимание, что на Рерихах можно сделать деньги. Сами же Рерихи проходили тот начальный этап ученичества, когда получаемыми знаниями хочется делиться со всем миром, с каждым встречным и поперечным, когда любой внимающий хоть несколько минут кажется тебе будущим сотрудником. Елена Ивановна потом в своих письмах будет сетовать на себя, что не раз излишне делилась сведениями. Словом, Рерихи открывали подошедшим смысл своей миссии. Они пригласили несколько избранных ими лиц в Отель Художников и там рассказали им о существовании Иерархии Сил Света, Великих Учителях, с Одним из Которых совсем ещё недавно встречались в Лондоне и от кого стали получать Учение Новой Огненной Эпохи. Поведали и о данном им поручении: передать миру высокое Учение. Среди первых задач была организация школы искусств. Именно на широко понятую Культуру, как средство духовного возрождения мира, сделали свою ставку Силы Света.

Чтобы творческая интеллигенция могла встречаться, узнавать друг друга, разрабатывать совместные планы спасительной культурной деятельности, Рерихи решили создать Центральный Институт Объединенных Искусств. Вначале этот Институт размещался в единственном зале приходского дома греческой школы. После того, как подошли обладатели материальных возможностей, то есть Хорши, Институт переехал в дом на набережной Гудзона. Вскоре этот дом снесли и на его месте воздвигли небоскрёб высотой в 24 этажа. Это был первый в мире небоскрёб-музей, на всех этажах которого могли трудиться и учиться все желающие приобщиться к грандиозному мировому эксперименту в мировой культуре.

Летом 1921 года Рерихи всей семьей, с кругом и с ближайшими учениками предприняли поездку в Аризону и Нью-Мексико. В поездке встречались с молодыми художниками, деятелями культуры, рассказывали о выдающейся роли культуры в строительстве нового мира. Одновременно изучали жизнь индейских племён. Николай Константинович был уверен, что индейцы – самые ближайшие родственники тибетцев, некогда мигрировавших в Америку.

Дело Рерихов расширяется. Создаются новые организации: «Кор Арденс» – для помощи молодым художникам и «Корона Мунди», помогавшая развитию и распространению искусства. Затем учреждаются Музей Рериха, издательство и школы. Летом 1922 года Рерихи с учениками на острове Монхиган разрабатывают планы этих организаций.

Лето 1922 года Рерихи решили провести на острове Монхиган, у океана. Муж и я присоединились к ним и прибыли туда в июле. Началась незабываемая для нас пора. Дни текли быстро. Частые утренние прогулки с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной запомнились на всю жизнь... Елена Ивановна вставала очень рано, ибо любила работать одна часа два. Когда же она к нам присоединялась, радость была полной. Они (Николай Константинович и Елена Ивановна) обменивались мыслями, а мы прислушивались к их словам. Легкость их ходьбы и неутомимость были удивительными, в то время как мы падали с ног во время этих прогулок. Днём они оба работали с нами. Николай Константинович диктовал программу для наших учреждений на будущие годы. Елена Ивановна давала нам книги для изучения и разбирала их с нами. Её знания древних учений и философии Востока были значительными. С помощью Елены Ивановны нами изучалась также теория эволюции человечества...

Елена Ивановна была красивой женщиной. Её лучистые карие глаза, тонкие черты лица, улыбка, пышные волосы, каштановые, с сильной проседью, румянец на слегка смугловатой коже, быстрая легкая походка – всё привлекало к ней. Её портрет работы сына, Святослава Николаевича, поразительно точен. Портрет работы В.Серова, хотя и художественно прекрасен, не показывает Елену Ивановну такой, какой она была. Её интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с её красотой. Она вызывала глубокое почтение к себе, к её советам прислушивались американские художницы, писатели и учёные, с которыми встречались Елена Ивановна и Николай Константинович.

Так шли дни в Монхигане, насыщенные работой и беседами. Рерихи рассказывали также о своей жизни в Петербурге, встречах и дружбе с писателями, поэтами, музыкантами и композиторами. Много и часто рассказывали они о Куинджи, не только как о большом художнике и учителе, но и как об «учителе жизни», как его называл Николай Константинович. Для нас Рерихи были учителями жизни в полном значении этого понятия. И другим членам нашей группы щедро давались знания, указывалось на самодисциплину и радость труда. Елена Ивановна много говорила о необходимости морального и физического воспитания в детстве, а также о своих мечтах работать позже на родине. Она была замечательной матерью, и под мудрым направлением её и Николая Константиновича выросли Юрий и Святослав, впоследствии ставшие один – блестящим учёным-востоковедом, другой – большим художником». Вновь обратимся к книжечке В.Сидорова «Против течения»: «Жизнь Рерихов в Америке четко делилась на две части. Первая протекала на виду, нередко приковывая к себе внимание широкой прессы.

Выставки. В течение двух лет картины Рериха путешествовали по всей Америке – Бостон, Чикаго, Филадельфия, – собирая тысячи и тысячи зрителей.

Создание Института Объединенных Искусств. Вначале он располагался всего лишь в одной комнате, но потом переместился в трехэтажный особняк на Риверсайд Драйв. Однако и этого помещения оказалось мало, и началось возведение 27-этажного небоскреба над Гудзоном, открытие которого состоялось в 1929 году.

...Но не менее интенсивно, чем внешняя, шла духовная жизнь Рерихов. Сформировался небольшой кружок. Он собирался регулярно – раз в неделю по вечерам. Состав этого сокровенного кружка ныне вызовет, наверное, удивление: ведь рядом с людьми, оставшимися до конца верными Рерихам (Зинаида Григорьевна, её мать), мы увидим и тех, кто станет предателями дела Рерихов – золовка Зинаиды Григорьевны Эстер Лихтман, семейная чета Хоршей, пытавшаяся соединить биржевые спекуляции с духовным поиском. Что это? Случайность, досадное недоразумение? Конечно, нет. Судьбы человеческие сплетаются в единый кармический узел не случайно, а закономерно, но вот выявить эту закономерность далеко не просто.

– Наши занятия, во всяком случае на первых порах, – говорила Зинаида Григорьева, – сопровождались феноменами. Особенно примечательным был сеанс, на котором произошла материализация астрального объекта. Помню, что во время сеанса мы как бы впали в состояние некоего транса. А когда вышли из этого состояния, то увидели, что моя мать держит в руках золотой медальон, образовавшийся буквально из ничего. Моя мать – а она была медиатором, т.е. обладала даром яснослышания – сказала: «Велено передать Уоллесу».

С Генри Уоллесом (впоследствии он станет министром сельского хозяйства, а затем вице-президентом США) мы были немного знакомы. Он бывал на выставках Рериха, читал его статьи, посещал Институт Объединенных Искусств. Мой муж Морис передал ему медальон. Когда он открыл крышку и посмотрел на внутреннее изображение, страшная бледность покрыла его лицо.

– Откуда это у вас? – воскликнул он. Оказывается, в юности Генри Уоллес любил одну девушку и собирался на ней жениться. Но случилось так, что накануне венчания она скончалась. Уоллес чрезвычайно переживал её смерть и ни с кем не делился воспоминаниями о своей первой любви. И вдруг – медальон, а внутри – портрет его бывшей невесты!

Естественно, что Уоллес был потрясен до глубины души. Во всеуслышание он объявил себя учеником Рериха. Но, увы, его преданности хватило ненадолго. Когда он встал перед выбором: или Рерих, или Хорш, незаконным путём присвоивший имущество художника, – он принял сторону Хорша, ибо это сулило материальные выгоды. Вслед за Хоршем и он предал Рериха».

«Это лишний раз подтверждает мысль, – продолжала Зинаида Григорьевна, – что так называемые чудеса ни в коей мере не способствуют утверждению духовного начала в человеке. Наоборот, они лишь могут усугубить Карму, как это получилось с Хоршем и Уоллесом. А феномен как бы возвращается к феноменалисту, играя роль своеобразного бумеранга. Вот почему Учителя предостерегали и предостерегают от демонстрации феноменов, в особенности ради удовлетворения праздного интереса любопытствующей толпы.»

Члены кружка особо приближенных получают эзотерические имена и ученические перстни как знак приближения к Владыке. Практически каждый из них получает личные указания Великого Учителя, не считая прямых и письменных указаний Елены Ивановны. И эти несколько человек развернули достаточно большой объём работ, заложив основание для успешной деятельности целого ряда культурно-просветительских организаций в Америке, в Европе и Азии. Удается привлечь даже министра сельского хозяйства США Генри Уоллеса, получившего эзотерическое имя Галахада, рыцаря Круглого Стола короля Артура, героя поисков Святого Грааля. Боясь и страшась неизвестно чего и кого, Уоллес все же помогает Елене Ивановне установить переписку с президентом США Ф.Д.Рузвельтом. Когда сравниваешь поведение рыцаря Круглого Стола Галахада и последующего его воплощения Уоллесом, просто поражаешься, насколько могут быть далеки эти личности. В первом случае – подвиги, во втором – малодушие и трусливая половинчатость.

При переписке с Рузвельтом Елена Ивановна, зная, что он франкмасон, применяет вполне понятный ему образно-иносказательный язык и выступает от имени «Источника», который с незапамятных времён находится на неусыпном посту, наблюдая и направляя ход мировых событий в спасительные русла.»

Елена Ивановна пишет Рузвельту такие письма, не принять которые, кажется, просто невозможно. Она напоминает вмешательства Шамбалы в мировые дела, напоминает, как при вмешательстве Незнакомца был принят декрет о независимости США, указывает, что Рузвельту суждено построить Союз, который соединит Южную и Северную Америки, что ему, Рузвельту, суждено сыграть выдающуюся роль на Космических Весах и что он может рассчитывать на Помощь Свыше. В результате должна быть построена Величайшая из Эпох. Эта Эпоха должна основываться на равнобалансе России и Америки, и только тогда мир во всем мире станет решённой проблемой.

И несмотря на то, что Елена Ивановна рисует ему самые радужные перспективы развития США, президент осторожничает, не спешит принять все содержимое писем Елены Ивановны. И неспроста: в письма Елены Ивановны медиум Лихтман добавляет «астральные надиктовки», и в таком виде отправляет президенту. Можно только догадываться, какую дикую чушь могли содержать в себе эти «надиктовки»! Конечно, президент не мог уже в полной мере доверять Елене Ивановне даже уже хотя бы потому, что столь деликатное дело не убережено от самого заурядного предательства. Но США поддержали Пакт Рериха. Однако за непрятие в целом неизвестных нам условий Елена Ивановна предрекает США тяжелую жизнь. Видимо, это осуществится в недалеком будущем.

 В это время никто из окружающих Рерихов людей и не подозревал, что Елена Ивановна и Николай Константинович являются носителями самой сокровенной тайны – волею Божьей и своей собственной они попали в эпицентр самого выдающегося события двадцатого столетия, а именно – 24 марта 1920 года в Лондоне случилось событие исключительной исторической и космической значимости – именно в этот день Великий Учитель стал давать своё Последнее для этой Расы человечества Учение – Агни Йогу, или Основы Живой Этики.

Сначала Елена Ивановна записывала мысли Владыки отрывочно, а после переезда в Америку такие записи посланий стали регулярными. Видимо, вначале Елена Ивановна делала эти записи исключительно для себя, возможно, ещё не догадываясь, что они положат начало новому Учению. Только по мере перечитывания записей и собственного духовного становления все яснее становилась значимость для человечества мыслей Учителя. В истории найдется немало учений и записей, поступивших из «потустороннего мира», и, как правило, они давались посредством автоматического механического письма, которое, в конечном счёте, разрушало нервную систему человека. В письмах Елена Ивановна поясняет, как давалось и принималось Учение: «Отвечу, что Учение передается обычно яснослышанием, но не путём вдохновения, которое имеет в виду большинство вопрошателей. Самое сокровенное, конечно, передается на Сензаре. Но вообще не могут быть ограничены способы передачи, ибо власть духа беспредельна.

Также, если скажу, что мы встречали Учителей в их физическом и тонком теле, то не сомневаюсь, что и это моё утверждение вызовет бурю негодования и протестов в известном лагере. Но тем не менее это истина».

 Когда записей набралось достаточно, поступило указание от Учителя М... издать их отдельной книгой.

Книга «Зов» чрезвычайно важна для понимания всей сложности эволюционного восхождения Елены Ивановны и Николая Константиновича. Это как бы личный дневник наблюдений Великого Учителя за духовным состоянием своей ученицы, в нём раскрыт весь процесс становления выдающейся личности Елены Ивановны. И не случайно указаны даты приёма той или иной мысли Учителя – этим самым подчеркивается конкретизация приложения очередного указания. Причем нередко мысль как бы повторяется, но уже на новом уровне, и таким образом закрепляется. И можно наблюдать, как Учитель бережно ведёт по жизни своих учеников. Именно на период приёма будущей первой книги Живой Этики Елена Ивановна и Николай Константинович переживали возвышенное состояние ЗОВА, когда все их помыслы были устремлены к Учителю, когда вся земная жизнь казалась пустой и зряшной без немедленного видения Учителя или осознания сопричастности Его работе. Сознание Рерихов всё дальше отрывается от обычного земного уровня мышления людей, и потому Наивысший многократно предупреждает: «Жизнь питает душу»; «Не уходите от жизни, ведите себя верхним путём»; «Ищите смысла среди явлений жизни»; «Отойдите от жизни мёртвой»; «Живите полной жизнью и испытывайте»; «В случае недоумения Мы поясним в жизни, но внимайте»; «Явим чудеса в жизни вашей, но усмотрите»; «Чудо творится среди жизни, среди действия, среди напряжённой гармонии».

Указывается идти в жизни, не отягощаясь будничными заботами.

Владыка напоминает, что Рерихи живут в непростое время: «В истории человечества явлена великая битва смещения расы и в момент боя каждый призванный воин несёт своё оружие».

Вот Учитель показывает видение – сколь напряжённая битва происходит возле стен Белой Ложи и говорит, что Сам Он привык сражаться, и «дети должны быть мудрыми в битве... Мощно сражайтесь». «Дети Мои, не замечаете, какая битва идёт вокруг вас, тёмные силы тайно и явно сражаются.»

Видимо, у Рерихов возникают какие-то сомнения: ведь кругом ничто не указывает на битву, все мирно и стремится к благополучию, только в далёкой России ещё вихрится хаос революции. И тогда Владыка напоминает: «Перед потопом люди женились и пировали, и торгашествовали, но Ной уже выбирал лучшие дубы для своего ковчега».

 Уже не может быть мирного времени и сознания неизменности окружающего мира, потому что «Промысел Божий ведёт народы стезею битвы».

Великий Учитель призывает Рерихов готовиться к бою, причем этот бой для Его учеников особенный – на духовном поле Культуры, где можно победить только чистыми мыслями: «И в тишине готовлю вас к бою». «Натиск приближается, и умам вашим предстоит решить чистую дорогу среди сражений.»

Когда Владыка говорит о грядущей духовной победе, видимо, Елена Ивановна даже сомневается: вокруг преобладают исключительно земные пустые сознания, которые не приемлют никаких вестей о Мире Надземном, считая это за бред. Кругом тёмные личности, где же бойцы Света? Но Великий Учитель торжественно замечает: «Из Начала боролись тёмные, из Начала Мы побеждаем». Но тогда, спрашивается, как же пройти через тёмные сонмища и победить их? И Владыка успокаивает: «Щит Наш охраняет вас от вторжения тёмных сил, но платить по старым счетам неизбежно».

Великий Учитель ведёт Рерихов по границе двух Миров – земного и Тонкого и даже немного шутливо напоминает: «Не сказка ли ваша жизнь?» И в самом деле, когда чудовищно большая масса людей живёт как в темнице, ограничивая мир только видимым и чисто земными интересами, относя исключительно в область сказок и суеверий всякие сведения о душе, о существовании Сил Света, вдруг в этом кромешном мраке невежества вспыхивает искорка сознания о беспредельности мироздания, бессмертии, вечной жизни, Всеединстве Жизни, когда то, что представлялось сказками, бреднями и суевериями церковными, вдруг наяву оживает и уже окружающая тебя действительность кажется нереальной, ущербной; когда выясняется, что есть те самые чудеса, свидетелем которых ты являешься, – то не самим ли чудом становится вся твоя жизнь? Ведь теперь ты знаешь, что есть Иерархия Сил Света, Которая помогает тебе в твоём устремлении к Горнему, и чем больше будет в тебе устремления к служению, тем больше будет и помощь, тем осмысленней и счастливей твоя жизнь. Существа из Мира иного входят в твою жизнь, ты знаешь их, как если бы они окружали тебя в этой жизни; ты помнишь их добрые и строгие лица, знаешь имена, доверенные тебе, представляешь их характеры; они уже становятся твоими самыми близкими и сердечными друзьями – это счастье самой правдивой, самой доброй и самой счастливой на свете Правды. И трижды вправе напомнить Владыкой: «Не сказка ли ваша жизнь?»

Конечно, Елена Ивановна устремлена всем своим существом к Учителю, Незримым Друзьям, которые стали для неё теперь ДОМОМ РОДНЫМ, а Земля превратилась во временное местопребывание. И Учитель как бы подстегивает Елену Ивановну в этом её светлом устремлении к Надземному: «Единое Спасение – устремить дух в сияние Истины»; «Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит»; «Чтобы устремить дух, надо изгнать ненужные мысли и готовым быть принять волны вибраций, Нами посылаемых»; «По рвению нашему получаем цвет духовной одежды».

Много позже Елена Ивановна скажет в одном из писем: «Было время, когда я хотела жить только восторгами духа и познавать тайны космогонии. И тогда мне указывалось на грозность переживаемого нами времени: «Опять забыли о Битве Божьей, никто не сидит в школе во время приступа врага» и т.д. Так от восторгов возвращали меня на Землю и к действиям на Земле. И приучали находить радость в самой скучной рутинной работе, именно, каждый труд приносить на алтарь служения любви».

И в связи с этим небольшое отступление по поводу так называемых «контактов». Силы Света, в отличие от потусторонних тёмных и серых сущностей, соблазняющих людей возможностью скорых достижений и даже наделяющих их некими особенностями и прямо работающих на самость и самомнение и обещающих спасение, непосредственным образом направят на рутинную работу в буднях, на самоусовершенствование, на дела Общего Блага, на свершение подвига труда.

В «Зове» Великий Учитель постоянно напоминает не отрываться от Земли, ибо счастье, находясь на Земле, – «служить спасению людской души». Да, много самых безобразных и отталкивающих ликов вокруг, но совет: «Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно помогайте людям»; «Устремите уродливое к прекрасному»; «Неподготовленность – не преступление»; Люби несчастных, жалея малых»; «Темных много – нужно простить»; «Ученики должны счастье узнать в Любви Христа»; «Учите других на явленных делах, но вы не должны чужим ставить поступки невежества в вину»; «Высшие посылают нам благо. Мы передаем его вам, но если Мы и вы отринем посылаемое сознание, то нас затопит волна зла»; «Счастливы вы, получая явления противных сил, знаменующих вашу битву за Меня»; «Широко мелькают типы людей темных, редко светит огонь духа». Потому «считайте счастьем нести светильник среди тёмных и злых».

Конечно, «не смех, не шутка – приближение к Свету». Но «путь общий не ведёт к Святой Горе». «Тому пошлем свет, кто улыбнется тьме.» Но для этого нужно безусловное устремление и преданность. Учитель предупреждает, что даром ничего не будет дано: «Трудитесь и познаете свет». «Узнаете много и чистою дорогою можете идти, но бойтесь гнева и сомнения.» Путь высшего постижения и Служения чрезвычайно труден, а заветная Истина с вами, умейте открыть ей путь. Но как открыть путь чистого сознания, когда дух волнуется, когда примешиваются личные дела и земные настроения? Советует Великий Владыка: «Ум надо устремить на радость творчества».

Все решают личные усилия, когда сердце должно стать главным судьей, а вера – мощью. «Если победите – просветитесь. Если подпадете – омрачит вихрь душу вашу». Потому Учитель призывает улучшаться непрестанно: «Против голоса Духа не идите, но замкните мирские голоса».

Учитель учит Рерихов и нас вместе с ними счастью, Он даёт путь борьбы с торговищем мира. Но только ценою радости можно пройти по этому пути. «Сумейте, состоя учениками, устоять против раздражения»; «Мой ученик обязан иметь глаз добрый. Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними»; «Друзья, смотрите вперед, забудьте прошлое. Думайте о будущем созидании»; «Работайте не ропща»; «Находчивыми будьте – теряем много времени».

Едва заробела Елена Ивановна перед каким-то препятствием, как Учитель рядом: «Воя Моя! Мужественно идите. Рост духа нуждается в толчке». «Научитесь обострять дух спокойствием».

И все время Владыка призывает трудиться, ибо «трудясь, не замечаешь опасности».

Гневается на что-то или кого-то Елена Ивановна, и следует немедленное указание: «Изгоните гнев – облегчите путь к Нам. Не гнев творит – но горячий порыв»; «Будьте тверды... Не падайте духом, часто уж через поток переходили»; «Рок твой – нести свет неугасимый сердцем горящим»; «Знайте – веду кратчайшим путём к знанию, труду и счастью»; «Временно отстраните мирные мысли, пободрствуйте, воины на дозоре»; «Явите стремление к будущему, и многие силы невольно послужат вам».

Щемит сердце от скитаний, от неопределенности, посещают мысли об оставленной терзаемой Родине, о прежней спокойной жизни в кругу родных, но Учитель на страже: «Когда явлены условия счастливой жизни, не войдет дух в храм предначертанный»; «Учу вас светло встречать явления опыта»; «Почему много препятствий?» – «Объясню вам – Я рок ускоряю и на пути учу явлениям ликов». Встревожены одиночеством? – Так пусть «Святое сознание одиночества не пугает, но просветит вас любовью». «Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение». «Страдания духа являют единственную лестницу кратчайшего пути». «Страдания десятилетия протекают в один день у избранных». А потому «лучше чаша горькая, чем жизнь с горчинкой».

Не видите сиюминутных результатов? – «Думайте о будущей пользе и не останавливайтесь на сегодня». «Неси свет и не оглядывайся назад». «Идите – трудитесь». Ведь «путь общий не ведёт к святой Горе». «Трудитесь. Путь открыт для труда». «Знайте, что платы ожидать нельзя. Плата не для вас... И чем больше отдашь, тем легче тебе будет продолжать путь». «Ни самооправдание, ни уклончивость не помогут». «Только творящий труд ведёт к победе. Труд примите широко». «Смелость утверждаете. Сметливостью находите». «Спешить лучше, чем спать в ожидании». «Сулю рост сознания, оно приходит постепенно, незаметно, как рост травы». «В малой комнате и на малом ковре меняете чешую ветхости». «Новую кожу получит освобожденная мудрость».

Истинно, устремление чудо творит. И вот «прежний аромат превратился в зловоние. Прежняя песнь – в шум колеса. Прежний щит – в печную заслонку». «Так растёт дух, явленный перед мирозданием».

Великий Учитель предупреждает, что «трудность пути зависит от привычек тела». Он призывает «омыть грязь привычек». «Прежде утвердим презрение к пище». «Не думайте о пище – иной постник, ласкающий мысли о пище, хуже». Но когда мысли ученицы, видимо, устремляются к аскетизму и она в соответствии со своим решительным нравом начинает круто менять свой образ жизни, ломать его, Владыка предупреждает: «Подготовите организм не сеном: мочь можете духом!» «Зачем страдать в умерщвлении плоти? – спрашивает Он, – Зачем уничтожать данное вам Создателем? Ищите новых путей!» «Уноситесь помыслами, уноситесь утверждением, уноситесь любовью». Он призывает: «В пламя очищения бросайте предрассудки и препоны вещей. Какой блестящий костер на скале путь освещает!» «Не злословьте, не проклинайте, ибо град проклятий больно бьёт голову сказавшего их».

Истинно, только «Устремление открывает новый путь». Но трудно идёт восхождение духа, тяжко обарывать укоренившиеся привычки тела, преодолевать вдруг обнаружившиеся недостатки воспитания, в борьбе с низшими страстями рождается новый духо-человек. Мория указывает на причины затянувшейся борьбы с самостными привычками: «Долго тянется хвост непослушания». И Владыка предупреждает, что Рука Его лишь над твердыми, что только лишь в труде можно встретить Его. А потому «возьмите за обычай утром, начиная день, спросить себя – что можете прибавить к работе порученной? Чтобы Имя Моё вошло во все дела ваши. Вошло не препятствием, но утверждением. Не отвлекая, не усложняя, но входя, как часть наших решительных мыслей». «Упущенное не повторяется». «Лучшее лекарство, лучшее оружие – ваше сознание Нашей заботы. Утверждаясь в союзе с Нами, пройдете непобедимо». Только «слабость и легкомыслие родят предательство». Потому надо напрячь волю, как тетиву лука сознания, в своём стремлении к Учителю и Высшему Служению.

Порой Елена Ивановна плачет оттого, как ей кажется, что она не в силах совладать с отрицательными качествами своего характера, которые мешают ей восходить, что она не может так быстро одолеть привычки тела, как бы этого ей хотелось; плачет от суровых, но справедливых слов Учителя, Которого она любит и без Которого жизни своей не представляет. Тогда Владыка напоминает ей: «Сообщения приходят по сухому пути. Улыбка нужна – плач препятствует току». «Не надо – чуть Учитель скажет неприятное – волноваться: ученик радуется каждой вести».

Но Елена Ивановна максималист, и, видимо, под впечатлением все выявляющихся под действием оккультных законов очищения отрицательных черт – вспыльчивости, гневливости, нетерпимости, осуждения других, порой даже злословия – часто рождаются мысли, что ничего не получается, что не лучше ли отказаться от всего и погрузиться в прежнюю жизнь, заняться делами семейными. Однако Владыка предупреждает о всей грозной ответственности такого отступничества: «Открыто Учение, опасно отступать». И поясняет: «Являю вам большую школу жизни. Пусть же чистое стремление не ослабнет и Явлю путь избранных». И ещё раз напоминает: «Наша задача – помогать человечеству». «Я вас призвал на великое дело». А потому – «улыбнитесь трудности пути вашего». «Не бойся настроений, как листья, они сменяются». «Учитесь на жизни». «Работайте не ропща». «Ученик не должен судить опрометчиво». «Не думайте о падениях, когда даны крылья для полета... Нрав чистый надо явить и натянуть струны сердца... Понимание в сердце». «Сучки срубленные дают мощь стволу, оставленные привычки очищают дух».

Основа успешного продвижения – это любовь и безусловная преданность Учителю: «Люби, остальное приложится. Любите Меня – счастье придет, как заря утра. Учитесь понимать Меня. Покойны будьте в вере. Помогу искателям. Умей любить, если восходишь... Лишь потом поймешь, как мягко и любовно стремлюсь ускорить путь ваш в явленную вам сферу деятельности»; «Будьте смелее, будьте учениками М... Туман скоро рассеется, улыбка солнца озарит путь ваш. Любите Меня и удвоите силу»; «Думайте о духовном руководительстве одного Учителя»; «Рука Моя отодвигает опасности, насколько позволяет рок».

Владыка призывает к действию: «Любовью зажжёте свет красоты и действием явите Миру спасение Духа»; «Свидетельствую время действия... Спешите явить действие»; Не надо бояться «капель труда»; «Не надо печалиться, когда усталость владеет телом, дух всегда свободен»; «Усталость не опасна, но людям вреднее легкомыслие и толстая кожа». «Нужно уметь спешить – пылайте!»

Великий Учитель учит постоянно идти в Красоте, но едва только Елена Ивановна, по Его мнению, отрывается от необходимых дел чуть больше, чем надо бы, как Он тут же замечает ей: «Опять в битве отвлеклись цветами, но человечеству далеко до цветов». Он все время возвращает к реалиям видимой и невидимой грандиозной борьбы Сил Света с тьмою, где не может быть пощады. Но стоит увлечься настоящим, как тут же поправка: «Отчего зрение в конце жизни становится дальнозорким? Опыт устремляет наш глаз вдаль, и текущее затуманивается. Так и вы, получая знание будущего, проходите настоящее, не углубляясь среди кочек болота». «Не закройтесь облаком пыли каждого дня... Не скоро от пыли возрождается униженный дух».

Учитель все время требует действия: «Действие прежде всего». «Преданность доказывается действием». «Главное – действуйте не гневом, но возмущением духа. Огонь лишь оставляет дыры в ткани Мира, восторг освобожденного духа без злобы». «Тяжкий от злобы дух не может подняться. Но освобожденная доброта летит в сияние Света. Счастья крылья даны лишь возвышенным мыслью».

Говоря словами Учения, Елена Ивановна получает озарение радости, бездну исканий, лед одиночества, проходит тягость средоточия, как бы одна, как бы безгласная, как бы без помощи, неся на себе тягости всех, как бы удесятеряя руки свои и умножая сердце свое, она вырастает духом и теперь уже становится той, какой мы её знаем, – УЧИТЕЛЕМ.

И Владыка отмечает с радостью, что дух учеников Его ринулся: «Вы уже начинаете облетать Мир мыслью. Вы уже начинаете одолевать океаны. Вы уже знаете радость творения. Вы уже поете восторг украшения жизни. Уже многое сделано. Друзья мои! Почему вы не решите пройти всю эту жизнь героями!!!»

Великий Учитель предупреждает, что вскоре станут подходить ученики к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу: «И стучащие, и пугающие, и отягчающие, они должны прийти».

И надо их встретить, подать руку тонущим, набраться терпения, потому что «не скоро от пыли возрождается униженный дух». Он предупреждает, что «придётся оставить старых друзей и действовать новыми, что, так много получив, теперь пришла пора отдавать, пора несения светильника среди тёмных и злых. На этом трудном пути самоотверженного подвига только лишь любовь и знание все превозмогут».

И нет вечного испытания, и «счастье придет, когда кончатся старые счеты». То есть Владыка говорит, что скоро закончатся кармические выплаты Рерихов, и они, как истинные Архаты, смогут отдать себя вдохновенному и самоотверженному Служению на Общее Благо. Это будет жертвенный путь. «Необходима жертва – горение жертвы подобно озону».

И как напутствие заканчивающим школу жизни ученикам: «Помните все хорошее и презирайте препятствия».

Великий Учитель рисует нам совершенно необычные портреты Елены Ивановны и Николая Константиновича, какими Он воспринимает их среди трудов:

«Учитель на зеркале видит фильм ваших движений.

Явление усталости, как дым, окружает вас.

Но лучи решимости прорывают завесу над плечами вашими.

Украшены головы серебром лучей.

Чужие ауры, как устои моста, толпятся у ног.

Влияние мужества толкает чужие ауры вниз пурпуровыми стрелами.

Синий огонь сердца поражает дым усталости.

Работа идёт, концы лучей высоки».

Взлеты на пути восхождения чередуются с неизбежными падениями, и это будет отмечаться и во второй книге Учения – «Озарение». Все это ещё раз показывает, что Елена Ивановна и Николай Константинович вне всяких искусственных условий, среди суровых будней жизни, в самодействии, натягивая тетиву лука воли собственного сознания, шаг за шагом продвигались по пути духовного восхождения. Учитель за них ничего не делал. Он указывал на ошибки, предостерегал, ободрял, ещё и ещё напоминал о битве и ответственности, о необходимости действия, и показывал, что овладение новыми качествами духа пока ещё «головное», не превратилось ещё в естественное действие, а именно только оно показатель истинной зрелости духа.

8 мая 1923 года Рерихи наконец-то покинули Америку. Соответственно ПЛАНУ, надо было остановиться в Париже. И здесь их поджидало одно из самых чудесных событий, какие только могут случаться в жизни людей земных. А именно, 6 октября 1923 года они получили КАМЕНЬ. Самой обычной почтовой посылкой.

Что это за КАМЕНЬ? Елена Ивановна писала о Нём: «Камень этот означает ручательство и особое Покровительство Грааля. Он посылается некоторым вождям народа. По всей истории человечества проходит эта вера в Св. Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят он был Великим Учителем Ясоном, который положил Его в основание Братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколки Его посылаются в мир, чтобы сопутствовать великим событиям».

Елена Ивановна называет этот Камень Сокровищем. Она пишет: «Посылка этого дара с незапамятных времён знаменует наступающий срок сужденного объединения им мощи той страны, где он проявляется. Все великие объединители и основатели государства владели им; Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона, и народы Азии всюду ищут его... По преданию, сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и, по преданию, он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей да Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонений на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нём полученный талисман. Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света».

В неопубликованных записках, сделанных к «Листам Сада М...», имеются следующие строки: «История Ковчега. Когда ковалась возможность получить Сокровище, в Германии приготовлен был Ковчег. Для него найден был пергамент с древним изображением магических знаков: по приказанию Голоса и заклинаний, написаны четыре буквы, являющие смысл, лишь теперь понятый. Но справедливо вернуть Ковчег хозяйке, когда путь идёт на спасение человечества... Часть Камня у нас; когда К. соединится, то принесенный осколок завершит победу. Получите часть, блуждающую в мире».

Из сопоставления текстов, ряда писем можно догадаться, что той самой германской феодалкой и была некогда Индивидуальность Елены Ивановны.

Что за сокровенную силу таит в себе этот Камень? Можно с большей долей уверенности предположить, что этот небесный пришелец, прибывший к нам на Землю, представляет собой своеобразный «психомагнит» невиданной мощи, кристалл психической, или огненной, энергии, источник жизни, который алхимики нередко называли «эликсиром жизни», или «философским камнем», и многие искали его, чтобы затем с его помощью получать из низших металлов золото. Для истинных эзотериков-алхимиков Камень, как источник психической, или универсальной, энергии Космоса, служил средством преображения низшей природы человека в более высокое состояние. Он в концентрированном виде содержит первичные силы материи, тот животворный огонь, который лежит в основе Вселенной.

Конечно, радость от получения такого Высочайшего Знака была столь велика, что не поделиться ей было просто невозможно! И Елена Ивановна пишет адресату: «...Дух мой так хочет поделиться с вами всем тем чудесным, что совершалось и совершается в жизни нашей, описать все Знаки Великого Доверия, посланные нам в виде вещественных посылок, из которых одни, по древнейшим пророчествам всех народов, указуют на избрание на определенную миссию, другие же знаменуют начало Новой Эпохи».

 

 

Hosted by uCoz