СТАНОВЛЕНИЕ

Идет естественное в обычных условиях созревание личностей Елены Ивановны и Николая Константиновича. Рерихи все чаще принимают различные указания Учителя, их сознание все более очищается от ветхих предрассудков; они шаг за шагом неуклонно приближаются к осознанию и выполнению своей выдающейся Миссии. В «Цветах Мории» Рерих описывает тот духовный путь, который они с Еленой Ивановной проделали. Так, «Священные Знаки» говорят о самостоятельности достижений по расставленным Учителем вехам, которые надо было ещё найти и применить. «Благословение» уже знаменует непосредственно знание незримого присутствия Учителя, предстояния перед Его Ликом. «Мальчику» – это стихотворение относится уже ко времени пробуждения духовных накоплений, приобретению навыков распознавания. И «Наставление ловцу, входящему в лес» – это уже наставление духовному воину, готовому к подвигу жизни, к выполнению Миссии.

И здесь самое время сказать о взаимоотношениях Елены Ивановны и Николая Константиновича. В сложном и противоречивом семейном быту, погубившем столько самых прекрасных начинаний и благих побуждений, проходило их становление, преодоление больших и малых обид; во взаимном терпении и уступках друг другу истаивала самость, росло взаимопонимание, уважение, крепла и утончалась любовь. «Где двое объединились во Имя Моё, – говорил Иисус Христос, – там и Я». Так и здесь два Духа, преодолевая мерзости жизни, желания плоти, объединились на основах Любви, взаимного уважения и преданности во Имя Высшего, и вдвоем успешно шли путём Христа. И друг о друге они сами сказали лучше, чем кто-либо другой, наиболее просто и правдиво. Так, в очерке «Лада» Николай Константинович напишет: «Лада – древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основа её сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на всё это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь и к такому бывало немало поводов самого различного характера.

И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной заботе, так –с утра до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолеет тело, и опять можно слышать, как бодро и быстро стучит её пишущая машинка. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов...»

В своих письмах Елена Ивановна не раз обращалась к вопросу о Николае Константиновиче, причем здесь нет самостного желания противопоставить его окружающему несовершенному миру, как-то подчеркнуть его превосходство. Она просто берет его таким, каким тот стал, какой он есть, каким он видится для окружающих, и объясняет, что сформировало такую прекрасную личность, а именно – великое устремление к Служению: «Н.К. ...всё самое молодое, самое устремлённое и талантливое всегда уходило от общепринятых группировок. И мне приходилось поддерживать Н.К. в его отходе от группы академических товарищей, когда развитие его таланта потребовало совершенно другого окружения и горизонта, не ограниченного никакими рамками, будь то националистическими или же академическими. ...Много было битв, но я ни минуты не жалею, наоборот, я счастлива, что Н.К., несмотря ни на что, шёл туда, куда звал его дух. Только на этом пути он нашел себя и своё истинное призвание».

«Говоря о личности Н.К., следует указывать на тот стимул к творчеству, который он сообщает приходящим к нему, также на его требовательность в отношении качества работы; на его умение вызывать напряжение всех способностей и сил сотрудников. Но зато какие мощные результаты даёт подобное руководство! Как он учит извлекать пользу из каждого обстоятельства, всюду указывая положительную сторону. Н.К. не только благой провозвестник, призывающий к чистоте мышления, воздержанию и всепрощению, каким некоторые хотели бы видеть его, но истинный вождь и действенный строитель, ибо он знает жизненную битву и закаляет сотрудников к принятию этого боя. Он поражатель всего темного и невежественного. Иногда кажется, что его мудрость неисчерпаема...» Елена Ивановна сравнивает Николая Константиновича с солнценосцем: «Солнце его жизни сжигает все темное, все злобное и разрушительное».

Или в другом письме пишет: «Дорого мне, что вы так ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели его творчество в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно ваше определение: «Из мировой красоты собирает он росу духа в своём сердце, чтобы оно постоянно возгоралось Чашей Грааля!» Именно Н.К. носитель чаши подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные, творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».

«Истинно, глаз добрый положен им в основу отношения к людям, в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворить её в той простоте и ясности, чуждой всякой условности и ограничений, которая звучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём.»

Любовь, бережное уважение к супругу звучит и в следующих строках Елены Ивановны: «Н.К. не устрашается никакими земными битвами и даже любит их, ибо на чем ином мы можем закалить дух, опробовать все способности свои и приобрести опыт венца завершения».

Она отмечает, что сам дух Николая Константиновича «кристальной чистоты, ибо иначе он не мог бы пребывать в постоянном общении с Иерархией».

В очерке «Сорок лет» Николай Константинович напишет с любовью: «Сорок лет – немалый срок. В таком далеком плавании могут быть извне встречаемы многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны иметь два имени – женское и мужское. Как всегда остаются незаписанными лучшие переживания. Может быть, и слов для них недостаточно. Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Кое-что говорилось о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к друзьям и было напечатано – под пятью псевдонимами. Можно ли при жизни открыть их? – Мало сказано о конной экспедиции по Тибету и Монголии. Много ли женщин на коне преодолевали горы, реки, пустыни...»

Елена Ивановна и Николай Константинович многие годы шли по жизни ВМЕСТЕ, поддерживая друг друга в большом и малом, и в такой любви и бережности и огненном устремлении к Служению Общему Благу соединились в магнит такой духовной силы, что он и поныне привлекает к себе сердца многих и многих людей, устремляя их к пробуждению и возрождению своего сознания на новых духовных основаниях.

В 1915 году Николай Константинович перенес острое воспаление легких, и в декабре 1916 года Рерихи были вынуждены уехать в Карелию. Здесь наступил новый этап подготовки к духовным битвам и грядущим земным испытаниям вдали от зараженных городов и в условиях все более тесного контакта с Учителем. Тогда Елена Ивановна ещё широко пользовалась астральным каналом связи: её центры ещё не были в достаточной степени раскрыты и огненно трансмутированы. Многие указы приходят во сне. Многого Рерихи ещё не понимают, потому что подсказки бывают порой совершенно неожиданными, их надо ещё расшифровывать. А Елене Ивановне приходится совмещать любовь к мужу со все растущей любовью к Прекрасному Учителю, который однажды Своим появлением, как нездешним Светом, озарил всю её жизнь. Но трудно идёт вмещение Учителя, трудно осознать, что Учитель в действительности не где-то за тридевять земель, а рядом, держит под контролем твое сознание. Только лишь постепенно крепнет понимание: чтобы получить прочную связь с Учителем, нужно бесповоротно отдать себя Учителю, изгнав из сердца многие и многие земные мысли, сомнения, обыденные заботы и настроения; живя здесь, как бы уже быть ТАМ. Нужно было самоотречься от самой себя, и в то же время пребыть зоркой в земной обыденной жизни, распознавать лики подходящих, различать большое и малое, вырабатывать качество деления во всем, действовать. И, причем, действовать без подсказки, что обычное явление для безответственных контактёров-медиумов. И все сильнее хочется поступать единственно правильно, согласно с Волей Учителя, сознательно.

В Карелии Елена Ивановна постепенно выходит на роль Ведущей в семье. Это отмечает и сам Николай Константинович: «...жена моя, Лада, прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа, и укрепила она путь наш». Именно здесь, в Карелии, из множества способов общения, постепенно, по мере духовного созревания Елены Ивановны вырабатывается единственно приемлемый – чисто духовный. Совершенно прав биограф Рерихов И.Беликов, отмечая, что в «Карелии Зов Учителя стал для Рерихов уже главным. Его старались они услышать и правильно разгадать, так как осознали саму Его природу, не признающую готового, раз и навсегда обязательного для человека». Им дано было знать свои прошлые лики, что опять же давалось не само по себе, а с целью лучшего осознания своей нынешней Миссии. Так, Николай Константинович отмечает: «Жена моя видит перевоплощения. На мне она видит десять ликов...». Удивительно было узнать Николаю Константиновичу, что его Индивидуальность некогда была знаменитым греческим скульптором Фидием, творившим во времена Перикла и испытавшим гонения; что творение знаменитой таинственно улыбающейся Мадонны тоже рождено в муках его духа... Велики были воплощения и самой Елены Ивановны.

ВОСХОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДВИГИ

Индивидуальность Елены Ивановны не была баловнем судьбы и своего высочайшего Космического Отца. Самые труднейшие героические воплощения брал на себя этот Огненный Дух, восходя неуклонно и неудержимо к высочайшим духовным высотам, так что, наконец, в её русском воплощении она достигла такого огненного озарения и устремлённости несокрушимой, что даже Великий Учитель был изумлен её достижениями и самим накалом её самоотверженного Служения.

Мы не знаем многих воплощений этого светлого Духа в отдаленнейшие времена Лемурии, когда возникла и окрепла её нерасторжимая связь с Великим Учителем. Тайной остаются для нас воплощения этой Индивидуальности во времена Атлантиды. Из очень тонких намеков можно понять, что воплощался этот Дух и в Индии, и в Древнем Египте, и в Греции, в Испании, Германии.

Так, в Учении несколько раз настойчиво упоминается имя Аспазии – жены Перикла – вождя Эллады. Но, как известно, в Учении зря не упоминается ни одного имени. Скорее всего, можно предположить, что Аспазия – это одно из воплощений Индивидуальности Елены Ивановны. Что известно нам об Аспазии? Она дочь торговца не из Афин, а по законам Афин, кстати, принятым самим Периклом, дети, рожденные от иноземца или иноземки, не имели права на гражданство. Но, тем не менее, Перикл женится на Аспазии, она рожает ему сына Перикла, который впоследствии прославится как полководец и тут же будет казнён по обвинению, что не позаботился о трупах воинов, плавающих в воде во время сражения. Несмотря на свою молодость, Аспазия славилась мудростью, да и к тому же была ослепительно красива. В доме Перикла собирается высококультурное общество, куда входит Фидий, куда приходит Анаксагор – одинокий, гонимый миром мудрец, находящий приют только в доме Перикла и Аспазии. Невежество всегда есть невежество, и яд насмешек и клеветы обрушивается на Перикла с Аспазией. Со слезами на глазах вождь Афин вынужден доказывать невиновность Аспазии в каких-то мифических, развращающих общественную мораль действиях.

Через несколько столетий Индивидуальность Елены Ивановны воплощается в качестве жены Владыки Мории – тогда духовного вождя одного из палестинских или арабских племен. Именно она первая встречает и признает Великого Путника – Иисуса Христа, продвигающегося на Восток в поисках Обетованной Твердыни Знания. Мория и его жена берут на себя заботу о Христе, помогают ему. Потом, в 17 столетии Индивидуальность Елены Ивановны вновь предстанет в качестве жены Великого Учителя, на этот раз воплощенного Императором Индии Акбаром. Ну, а ещё ранее у неё были два настолько выдающихся Воплощения, что они навсегда остались в памяти человечества.

ТЕРЕЗИЯ ИСПАНСКАЯ или ТЕРЕЗИЯ ИИСУСОВА. Это было одно из самых любимых воплощений Елены Ивановны, по её собственному признанию, ибо от личности этой святой испанской подвижницы она возьмет чрезвычайно много: и характер, и даже манеру письма.

Родилась Тереза де Ахумада в 1515 году в Авиле в семье знатного дона Альфонсо де Чепеда и была третьим ребёнком. А всего у Терезы было шесть братьев и две сестры. Мать Терезы перешла в Тонкий Мир, когда Терезе исполнилось всего двенадцать лет. Из всей семьи самым порывистым характером обладала Тереза. В шесть лет она уже умела читать – это по тем временам! Вспомним, что и Елена Ивановна очень рано сама научилась читать. Самой любимой книгой юной Терезы была книга «Цвет святых», где наряду с жизнеописанием Христа были собраны героические жизнеописания некоторых святых. Долгими вечерами в семье читали эту книгу все вместе, а потом Тереза зачитывалась ею наедине или обсуждала её с восьмилетним братом Родриго. Под впечатлением прочитанного они играли в духовные игры.

«Есть жизнь вечная, вечная, вечная!» – говорила Тереза, Родриго должен был повторять: «Да, Тереза, вечная, вечная, вечная!»

Однажды Тереза уговорила брата бежать из дому в «таинственную мавританскую землю», где они хотели пройти испытания через принятие мук от жестокосердечных мавров за веру и жизнь вечную, которая так манила их. Хорошо, что юных беглецов встретил по дороге дядя и с трудом уговорил вернуться в отчий дом. Но Тереза упрямилась: «Я хочу видеть Бога!»

Предвосхищая свою будущую жизнь, она вместе с Родриго строит в саду шалаш из камней. Потом она будет вспоминать об этом периоде: «Я с благоговейной нежностью думала о том, что Бог сразу же, с самого начала, даровал мне то, что я потом утратила по своей вине».

«Господу было угодно, чтобы в моей душе с самого раннего детства запечатлелся путь Истины.»

В юности она начала читать рыцарские романы и даже вместе с Родриго написала роман, который пользовался большой популярностью в кругу родных.

А вскоре она превратилась в обворожительную девушку, очаровывая всех. Про неё говорили: «Тереза подобна золотистому шелку, который хорошо сочетается с любой тканью и с любым оттенком цвета».

Она и сама замечала простодушно: «Господу было угодно, чтобы все любили меня, и так было всегда».

Вспомним, что и Елена Ивановна была центром сердечного притяжения в своём кругу с самых ранних лет! Известно также, что Елена Ивановна всегда одевалась изысканно, тщательно следила за собой, а не от Терезы ли переняла она эти черты? Тогда в своей исповеди она писала: «Я начала одеваться изысканно. Я чрезвычайно заботилась о своих руках и о прическе. Пользовалась духами и всевозможными суетными ухищрениями, но, поскольку я была очень избалованна, мне их вечно не хватало».

В то же время в кругу двоюродных братьев и родных она стала поверенной всех маленьких любовных тайн, центром, где сходились все привязанности. Она делала это простодушно, с врожденным благородством, и, может быть, сама попала в любовный водоворот.  Наметились два устремления Терезы: с одной стороны её притягивал внешний мир, всё красивое, утонченное, изысканное, а с другой – она стремилась посвятить свою жизнь вечным безусловным ценностям – монашеству. Иногда мысль о монастыре очаровывала, восхищала её, а иногда вызывала в ней сильнейшее отвращение.

И вот 2 ноября 1535 года, ужасаясь собственному поступку, в 20 лет она тайком сбегает в кармелитский монастырь Благовещения. Вместе с ней бежит и подговоренный ею один из братьев. Потом она напишет: «Я вспоминаю и думаю, что говорю чистую правду, что когда оставила отцовский дом, то почувствовала такую душераздирающую боль, что мне показалось, будто сильнейшей боли нельзя испытать даже при смерти: казалось, будто мне одну за одной ломали кости».

«Не думаю, что когда я буду умирать, то испытаю сильнейшую скорбь.»

Уже тогда она осознавала, что жизнь – это ВЕЧНОЕ, и это осознание и побудило её пойти монашеским путём, и эта земная жизнь стала для неё переходным периодом, чистилищем, для того чтобы потом взойти на Небо.

И она столь рьяно взялась за аскетическую работу над собой, что это немедленно сказалось на её здоровье, её постиг странный недуг. «Все моё тело с головы до ног было одна сплошная боль.» Несколько дней её даже считали умершей, и если бы не отец, может быть, даже похоронили бы её. Она была парализована и вдруг очень стала бояться смерти.

Но вместе с тем держалась она мужественно. Даже когда тяжко страдала, по-прежнему была мягка, добра, ободряла других. Понемногу она поправилась, стала мудрой монахиней, научилась молиться. Её все полюбили в обители, к ней тянулись, даже родители приезжали к ней за духовными советами. Она писала: «Как только я замечала, что кто-нибудь, кто мне приятен, любит меня, я привязывалась к нему так, что этот человек не выходил у меня из головы. Конечно, я не хотела ни в чем обидеть Бога, но я наслаждалась, видя этого человека, думая о нём и о его достоинствах, и действительно рисковала погубить душу».

Но что значит «погубить душу»? Вовсе не плотские соблазны преследовали Терезу. На вопрос знает ли она искушения пола Тереза простодушно отвечала, что не знает, но водит духовную дружбу. Но она была максималисткой, ей казалось, что, дружа с кем-либо, она тем самым отрывает себя от Бога, и это ей представлялось ужасающим грехом. И, кажется, не было для неё проклятия хуже, чем тот венец святости, которым люди уже при жизни увенчали её: «Люди говорят, что Тереза – святая... Но слыша такие глупости, я в отчаянии... Нет, делайте святыми кого угодно, если вам это ничего не стоит – только не меня». «Если Господь оказывает мне больше милости, чем другим людям, то потому только, что я слабее из всех созданий, бывших когда-либо в мире.» «Великая милость Божия уже и то, что я не в аду, как того заслужила.» «Если бы люди только знали, какова я на самом деле, то плюнули бы мне в лицо!» Тереза была настроена следующим образом: «Только бы люди немного больше поняли и прославили Господа, и пусть меня проклянет весь мир!»

В своём ревностном служении Высшему и людям Тереза не раз жестоко страдала, болела. Уже тогда Святая Тереза испытывала возгорания психических центров; она настолько посвящала свою жизнь богослужению, что происходил совершеннейший отлив психической энергии, работа её сознания переключалась как бы полностью на другой план, и тогда святая подвижница испытывала периоды «духовной засухи». Порой это состояние продолжалось два – три года, тогда она почти переставала видеть и слышать. Такая «засуха», такой отлив сердечной энергии был попросту необходим для сохранения её здоровья и для необходимости завершения миссии. Такое явление телесного сотрудничества телу духовному в высшем Служении очень тонко подметил в «Бесах» Достоевский. «Надо человеку измениться физически, чтобы сделаться Богом», – говорил герой романа Кириллов. И болезни Терезы – это, прежде всего, психофизическое явление, это душевно-телесное изменение её земной личности.

Тереза жила в богатом монастыре, но потом не смогла более пребывать в благополучии земном, усыпляющем духовные силы, и, преодолевая сопротивление церковников и инквизиции, строит бедный монастырь на 12 человек. Затем она создает ещё свыше десяти монастырских духовных общин. Это были настолько бедные обители, что иной раз и поесть было нечего, а когда и находилась скудная пища, то и разжечь костер было нечем. Но духовные сестры предпочитали быть со своей Матерью Терезой, чем вести скучную жизнь в богатых монастырях. Тереза утверждала радостное служение Высшему, служение через земные тернии как лучшее условие для восхождения.

«Да избавит нас Бог от унылых святых! – говорила она. – Скучных людей и насильственных молитв я терпеть не могу».

«Лучше совсем не строить обителей, чем принимать в них унылых монахинь; это гибель монастырей.» И потому даже в старости она любит петь и плясать под звуки бубна и кастаньет, любит шалить и смеяться, как маленькая девочка.

А по ночам обходит свою обитель и целует ноги у спящих монахинь. Это не было фарисейским подражанием Христу, это было живой потребностью её души и сердца: ведь это она позвала сестёр на трудный подвиг восхождения в голодных и холодных условиях и страдала от этого, восхищаясь мужеством своих дорогих ей подвижниц, которые верили ей, как матери своей.

Но её собственное жизнеописание менее всего рисует её как некую рафинированную особу, никакой сусальности! Тереза могла быть и сурова. Так, про одну закапризничавшую монахиню она напишет: «Несколько хороших ударов бичом заставят её молчать и не сделают ей никакого зла». Или об одной истеричной монахине: «В яму, в яму эту чуму, и чтоб она оттуда никогда не выходила».

Тереза непрерывно путешествует между своими обителями, поддерживает сестер, воодушевляет их на духовные подвиги. И даже сам папа римский назвал её во всеуслышание бродягой, непослушной женщиной. Во время своих путешествий Терезе доводилось попадать в самые экстремальные ситуации, и всегда она проявляла удивительную выдержку, мужество – всю эту любовь к путешествиям, непоседливость, мужество потом переймет через столетия Елена Ивановна. Так, например, однажды поблизости от путешествующих монахинь завязалась кровавая драка. Тогда Тереза без страха подошла к режущимся и сказала кротко: «Братья мои, подумайте, что Бог здесь присутствует и будет вас судить!» И драчуны немедленно разбежались.

Теперь пора приоткрыть тайну над её именем: ТЕРЕЗА – ИИСУСОВА. Когда её мать перешла в Тонкий Мир, Тереза обратилась к Божьей Матери с просьбой, чтобы та заменила её. «И молитва моя была услышана: с этого дня я никогда не обращалась к Божьей Матери без того, чтобы не почувствовать тотчас же её осязаемой помощи.»

Спрашивала Тереза Бога: «Как мог Ты согласиться, Отец, чтобы Сын Твой каждый день отдавал себя на растерзание людям... О, зачем он всегда молчит? Зачем никогда не говорит за Себя, а всегда только за нас? Неужели никогда никого не найдется, чтобы защитить этого Агнца?»

Её любовь к Христу была столь велика, что Сам Он не мог не откликнуться на этот зов сердца и души. Не один раз она удостаивалась редчайших видений Христа. Видела Его в «Прославленном Теле». «Солнцу подобен Он, покрытому чем-то прозрачным, как алмаз. Ткань Его одежды, как тончайший батист.» «Однажды, когда я молилась, угодно Ему было показать мне руки свои. Их красота была такова, что я не могу выразить никакими словами... Немного дней спустя я увидела и божественное Лицо Его.» Эти внутренние видения были молниеносны. Он всегда смотрел на Терезу с невыразимой нежностью, «но сила этого взгляда была такова, что я не могла его вынести». Часто Тереза слышала Его голос: «Это Я Сам, не бойся!» Когда однажды ей показалось, что Христос покинул её, она услышала голос Его, говоривший из самой глубины его сердца: «Я с тобой, но хочу, чтобы ты видела, каково тебе без меня».

И однажды Христос сказал ей: «С этого дня ты будешь Моею Супругою. Я отныне не только Творец Твой, Бог, но и Супруг».

Вот почему зовется Тереза Иисусовой.

Знающие силу терафимов или психомагнетизированных предметов хорошо представляют, как могут сильно действовать такие предметы. Точно так же изображения страдающего Христа на кресте причиняют ему несказанные муки, ибо не муки страдания, а радость Служения Высшему нужна для Христа и других Великих Учителей. Потому, когда Тереза, глядя на распятого Христа, услаждалась наполнением Его мук, Он сказал ей сурово: «Я пролил эту Кровь за тебя в несказанных страданиях, а ты услаждаешься ею в несказанном блаженстве». Вот откуда в Терезе то неприятие унылого служения Христу, радость, устремлённость, подвиг.

Унижение Христа людьми до своего скотского состояния, залитие елеем, оковывание Его изображений в золото, против которого Он восставал всеми силами духа, причиняло Христу страдания. И потому Христос настаивает на естественности служения Высшему, говоря Терезе: «Разве Я не Бог твой, и разве ты не видишь, что со Мною делают люди? Если ты любишь Меня, то почему не жалеешь?»

Под «жалостью» здесь понимается служение в Духе и Истине, а не в букве, не в обрядах и курениях, а в жизни, в естественности. И не случайно, что с Терезой случаются самые необъяснимые случаи вознесения в, казалось бы, самых неподходящих обстоятельствах: то она готовит для своих сестер на кухне и возносится вдруг к потолку обители со сковородкой в руках, то они беседуют с духовным подвижником Иоанном Креста и вдруг оба поднимаются вверх и продолжают беседовать на глазах уже не удивляющихся сестер. Это опять говорит о том, что не в курениях ладана, не за церковными притворами происходит истинное Служение, а в повседневности, в быту, даже на кухне, лишь бы дух преисполнился Истины, а не скользил по поверхности писаний и позолоченных изображений. Не случайно, что и Апостол Иоанн утверждал многообразие проявлений Истины: «Когда же придёт Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Подчеркиваю – НА ВСЯКУЮ ИСТИНУ, а не католическую, мусульманскую, иудейскую только или православную. Для Высшего важна Истина, а не формы её проявления.

 Тереза явилась первой женщиной-богословом. Ею написаны духовные труды, автобиография, письма. Манера письма Терезы отличается простотой, живостью, выдает сильную живую натуру, не иссушенную монастырскими трудами, она писала так, как ей подсказывало сердце, вне всяких литературных приемов и условностей, используя множество уменьшительных слов – в этом она просто мастерица. Потом все это будет характерно и для творений Елены Ивановны, но об этом позже.

Тереза прожила до глубокой старости. Уже находится в славе святой, но её гонят свои же собратия от стен обителей. Но это ей не страшно: она познала Христа, она носила в сердце Его Любовь ко всему миру. И перед своим уходом из этого мира она вновь увидела Христа и ушла из этого мира счастливой. И перед кельей, где она скончалась, много лет стоявшее сухим дерево вдруг в одну ночь зацвело белыми цветами.

Потому после кончины она явится к одному из иноков и скажет ему: «Смерть моя была ни чем иным, как таким восторгом любви, что тело моё не могло этого вынести».

А теперь рассказ о самой удивительной СВЯТОЙ с МЕЧОМ – ЖАННЕ Д’АРК, огненным факелом живущей в сознании человечества. И хочется заново очистить из плена лет и человеческих заблуждений этот ГЕРОИЧЕСКИЙ ОБЛИК.

В тяжких испытаниях ныне Земля Русская. По своему разорительному воздействию на души, сознание и сердце людей это время можно уподобить разве что удушающему лихолетью монголо-татарского лиха на Руси или английскому порабощению Франции во времена Жанны Д’Арк. То же разорение, то же запустение, то же губительное равнодушие, и редки голоса, зовущие народный дух к бодрости, к единению, слабым эхом гаснут они в равнодушной толще народной. Прекрасная объединяющая идея Родины-Матери ныне со злым умыслом дробится и глохнет в проблемах дефицитов и многих других «вопросов», за исключением самого насущного – спасения Земли Русской. Родная Земля вдруг стала мачехой злой для собственных народов; какая-то тёмная сила в несколько десятилетий безжалостно ограбила самую душу её народов. Понятия героизма и патриотизма, самопожертвования во имя Родины воспринимаются уже как нечто ненормальное, патриоты объявляются первыми лицами государства, «шовинистами», «красно-коричневыми»; безответственный космополитизм справляет ныне на Русской Земле свой кровавый и похмельный пир. Пирует черное воронье всех рангов, мастей и национальностей, выворачивая все доброе наизнанку, выдавая черное за белое и наоборот; вдалбливается народным массам иллюзия благополучия любой ценой, хотя бы за счет государственности Российской.

Время космополитизма и патриотизма. Время мертвящего равнодушия и горящей ответственности. Время самой злобной ненависти и время светлой Любви. Время разложения и время созидания. Время озверения плоти и время огненно устремлённого Духа. Время старой земли и время Нового Неба. Время гибели надежд и время новых стремлений.

Время гражданского Подвига!

И в эти невыносимо тягостные и разрушительные для Земли Русской дни из далекого исторического прошлого высветляет беспредельность будущего немеркнущий факел подвига Жанны Д’Арк, простой крестьянской девушки из Франции, но такой русской по беззаветности устремления, по героизму самопожертвования, по накалу ответственности и безоглядному патриотизму, по решительности действий и бесстрашному Служению Высшим Силам, словом, всему тому, что всегда отличало каждого русского деятеля во благо Родины. И подвиг её сродни подвигу народов российских, что выстояли в тягостную годину испытаний и сокрушили злобного врага – фашизм.

Глухо и невнятно говорится о подвиге Жанны Д’Арк в наших учебниках истории, ровно бы кому претит само упоминание слова «подвиг» и самой выдающейся личности Жанны Д’Арк. Наши всё объясняющие историки никак не могут объяснить сам феномен Жанны Д’Арк, семнадцатилетней пастушки, вдруг поднявшей всю разорённую вековым английским порабощением, униженную и оскорбленную до потери человеческого облика страну на прекрасный подвиг освобождения и единения. Историки, запутавшиеся во внешних причинах, упорно игнорируют все те свидетельства о Высшем Водительстве, которые связаны с жизнью героической Жанны, относя их к церковным измышлениям. Но мы уже знаем лживость прежней исторической науки, а тем более самых злобных атеистических бредней, сводящих все к животной утробности и экономическому роботизму. Мы уже знаем о бессмертии человеческого существа, о наличии совокупности взаимосвязанных Миров, в которых пребывает и совершенствуется человеческий Дух, об Иерархии Сил Света, ведущей тяжкую борьбу с Иерархией сил тьмы, олицетворенной человеческим невежеством, о Великих Учителях человечества, не дающих окончательно пасть заблудившемуся человечеству.

В Жанне Д’Арк воплотился могучий дух, призванный освободить Францию. С раннего детства девочка слышит «Голоса», которые беседуют с ней, подготавливая её к немеркнущему в веках Подвигу. Этому же служили и сами простые крестьянские условия жизни: Жанна много работает с малолетства. Исторические летописи сообщают о простоте её характера, приветливости, все любят маленькую Жанну за её доброе сердце, за ум, находчивость, всегдашнюю готовность прийти на помощь. Приходилось Жанне не раз спасаться от вражеских набегов на деревеньку Домреми. И, уединяясь, она много думала о судьбе Франции, молила Всевышнего сжалиться над участью бедной Франции. И вот однажды вслед за ослепительной вспышкой света она услышала ГОЛОС, который, как ей показалось, сходил с неба: «Иоанна, будь благочестива, ходи чаще в церковь». Тогда ей было 14 лет. А ещё через три года тот же ГОЛОС сказал ей: «Жанна, иди и спаси Францию от англичан». Она заплакала и сказала: «Но ведь я простая деревенская девушка, я не умею владеть мечом и сидеть на коне». «Бог поможет тебе, Иоанна», – сказал ГОЛОС.

Так засвидетельствовано во всех летописях, в протоколах церковного судилища над Жанной. Все это правда, какой бы мистической она ни казалась для сугубо земных заплесневевших умов и сердец.

К тому времени Франция дошла до крайних пределов бедствия. Уже в самом Париже хозяйничали англичане, города один за другим сдавались поработителям. От Франции оставался только жалкий кусок земли. Из последних сил держался лишь Орлеан. Король Карл VII, окруженный предателями-придворными, бездействовал.

Жанна полностью доверилась ГОЛОСУ Наивысшего, Который вёл её всю её такую короткую и прекрасную жизнь. Иначе никакими «экономическими стимулами» или «экзальтированностью» не объяснить внезапную решимость маленькой девушки, неграмотной, донельзя застенчивой, вдруг связавшей свою жизнь с грубой солдатней, которая не знала никаких моральных правил и могла учинить любое насилие. Потом точно так же к безвестному купцу Минину будет трижды являться во сне духовный Воевода Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский и требовать от него подъема народного ополчения в освободительный поход против поляков, засевших в Москве. Но люди судят по видимым следствиям, а чтобы увидеть более тонкие причины, надо прежде очистить и возвысить своё сердце.

Жанна приняла Высшую Помощь, всецело подчинила себя Ей, и потому лишь юной девушке удавалось преодолевать многие препятствия, неодолимые для других. Но сперва надо было победить саму себя, свои страхи, сомнения, робость. Потом надо было убедить коменданта ближайшего городка в её особой Миссии по Спасению Франции и коронации короля. Даже в атмосфере религиозности и знания старинной легенды о Деве-Спасительнице на неё смотрели, в лучшем случае, как на сумасбродку, как некогда иудеи смотрели на Христа-Спасителя, принимая Его за самозванца. Людям свойственно ждать героев в обстановке роскоши, благополучия, из царских палат, а они, как правило, с завидной настойчивостью являются в историю из самых народных низов. Жанне, ведомой Высшим Покровительством, все же удается получить вооруженный отряд и с горстью воинов пробиться через вражеские заслоны по захваченной неприятелем территории к королю. Потом с терпением и настойчивостью добиваться аудиенции у короля, ломая сопротивление королевских трусливых и подлых нашёптывателей, пройти через нелепые испытания, через церковное следствие – не дьяволом ли послана?! И все же ей удалось получить войско, поднять его боевой дух и двинуться на спасение Орлеана. Все время ей приходится преодолевать измены, нерешительность, трусливость, подлость военачальников, которые никак не могли смириться с водительством крестьянской девчонки. И сколько раз можно было пасть духом маленькой Жанне, вернуться в родную Домреми, пасти овец, прясть пряжу в ожидании Девы-Спасительницы, но Жанну вёл высший ДОЛГ, Высшее Веление, та Высшая Вера, которая стала несломимым ничем ЗНАНИЕМ. Незримая помощь приходит в самые трудные минуты. И в боях Жанна всегда в гуще самых яростных схваток, и не один раз ранена. Невидимые Друзья наперед предупреждают её, что с ней случится, о тех же ранениях, но это не пугало Жанну. И также наперед она знала, что совсем мало земной жизни отмерено ей, что конец её будет ужасен, но уже ничто не могло отвернуть её от святого Долга Спасения Отечества. Бог и Родина – таков был её девиз!!!

Она освобождает Орлеан, она коронует короля, она освобождает бескровно многие другие города родной Франции. Миссия её заканчивается: народ поверил в свои силы, что он может бить захватчиков. «Голоса» давно сказали ей об этом. Она собиралась вернуться в Домреми, но король уговорил её остаться главнокомандующей французской армией. Вдумайтесь: восемнадцатилетняя девушка – и во главе армии, вся победоносная судьба Франции отныне всецело в руках Жанны! А ведь было кому вести солдат, выигрывать сражения: имелись опытные и храбрые военачальники. Но Жанна была преисполнена Духа, Высшая Сила действовала через неё, а для этой Силы нет никаких земных препятствий, если сама воля человеческая совпадает с Высшей. Жанна повиновалась королю, несмотря на тяжкое пророчество «Голосов» о близкой мучительной смерти. В одной из стычек солдаты трусливо бросили её, и когда Жанна Д’Арк подскакала на коне к воротам крепости, они были заперты. Это был день позора Франции, её величайшей измены, без пяти минут освобожденной, когда на её глазах героическая Орлеанская Дева была уведена в плен. Пророчество сбылось.

Была возможность выкупить Жанну, но король вдруг и пальцем не шевельнул, чтобы это сделать. В конце концов можно было силой оружия освободить Жанну, но и это не было сделано. Велением Свыше Жанне предстояло пройти через подвиг мученичества, испытания прочности веры. Поистине, ужасны были эти последние испытания Жанны! Как ей хотелось земной жизни! Как ей хотелось увидеть солнце! Но мрачна была тьма тюрьмы, глухо и погребально звенели цепи на её руках и ногах, беспощадны судьи в сутанах, которые выискивали любой повод, чтобы только обвинить маленькую Героиню в колдовстве: иначе они не могли объяснить её побед, сам её ФЕНОМЕН.

«Голоса» называют Жанне Д’Арк точную дату ОСВОБОЖДЕНИЯ – 31 мая 1431 года. Но она не знала еще, что за ОСВОБОЖДЕНИЕ ждёт её – огненное КРЕЩЕНИЕ на КОСТРЕ. И при виде приготовленного кострища она дрогнула, а накануне сожжения даже подписала отречение от «Голосов». Но кто из нас решится бросить камень осуждения в Жанну Д’Арк? – ведь мы даже в самых простых бытовых ситуациях, когда нашей плоти ничто не угрожает, подличаем и малодушничаем, лишь бы только сохранить своё мнимое благополучие! А Жанна полгода томилась в тюрьме, подвергалась унижениям и оскорблениям, ей коварно сулили освобождение, её предала вся Франция! – как тут было на самую малость не дрогнуть?..

Но не могла Жанна Д’Арк изменить своим Невидимым Друзьям. Порвала она проклятое отречение и мужественно взошла на костер. Запылали дрова, чадный дым пронесся над жадной до зрелищ бессердечной толпой. То сжигали честь и достоинство Франции, её судьбу. Страшное огненное крещение ждёт Францию – за предательство всей стране придётся заплатить.

А сквозь огонь и дым послышался голос несгибаемой Жанны Д’Арк: «Нет, святые не обманули меня!» И с обращением к Иисусу Христу, Который в следующем воплощении её Терезой Испанской назовет её своей Супругой, Героическая ДЕВА смолкла. Но свидетели видели – едва только пламя коснулось её тела, когда человеческие и духовные её силы напряглись в последнем усилии, словно бы голубая молния сверкнула в чадном пламени и исчезла в горозовых чёрных тучах, сошедшихся над преступным Руаном, – это Высшие Силы бережно приняли в свой Горний Мир Дух Жанны. Помощь, как и было сказано, пришла в самый последний момент.

Конечно, могут спросить – почему Жанну Д’Арк не уберегли Высшие Силы от костра, почему Они не разгромили разящим Лучом все это отребье человеческое в церковных сутанах, осудивших вместе с Жанной сами Высшие Силы на сожжение, почему Они не позволили Жанне мирно и тихо дожить свою жизнь в счастье и благополучии? Ответим на это словами самой Жанны Д’Арк двадцатого столетия – Елены Ивановны Рерих: «Следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно, наоборот. Лёгкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать лёгкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д’Арк была пожалована королём поместьями и закончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д’Арк. Но не её личная карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов».

Мало кого в истории можем мы поставить рядом с Жанной Д’Арк по чистоте своих убеждений и огненности устремлений, преданности Великому Служению. В ней полностью отсутствовал эгоизм, корысть, не было никакого чувства честолюбия; все в ней было отдано исполнению своей Миссии – спасению Родины. И чувство патриотизма, которое ныне гнусно и издевательски подвергается всяким поношениям и заменяется на безродный космополитизм, было для неё столь же святым, как и сама её любовь к Господу, ведшему её все эти короткие и прекрасные дни самопожертвованного Служения Франции. Жанна Д’Арк осталась в веках олицетворением самого духа ПАТРИОТИЗМА, живого, осязаемого во плоти. Прекрасная девушка с мечом в руке, разрубившая цепи чужеземного поработительства, есть сам ПАТРИОТИЗМ.

Ещё раз скажем, что это была самая удивительная СВЯТАЯ...

Только Дух, показавший в целом ряде своих земных воплощений безусловную преданность Иерархии Сил Света, всегда беззаветно служивший Идеалам Красоты, Добра и Справедливости, не убоявшийся воспротивиться тьме, удостаивался права быть Провозвестником Белого Братства. Пусть кто-нибудь попробует доказать, что Елена Ивановна свою Миссию получила незаконно – не докажет! – вся её жизнь без остатка была преисполнена истинно героического самопожертвованного Служения человечеству, Высшим Силам; на её долю выпали тягчайшие испытания и трудности, преодолеть которые было под силу только такому закалившемуся во многих самых тяжких воплощениях Высокому Духу.

Наивысший в Учении отмечает, что «Урусвати пришла в мир добровольно. Уже в прежних прикасаниях к Братству решалось слово об Огне, которое должно было прозвучать в дни Армагеддона. Нелегкое время!... Мы радуемся видеть, что подвиг возносится».

А пока в Карелии продолжается подготовка к Подвигу. Данное Рерихам знание об прошлых их воплощениях со всей определенностью показывает им, что и это их воплощение будет не из лёгких, пройдёт в земных трудах и борениях. Николай Константинович в повести «Пламя» так описывает этот период жизни: «Делаю земной поклон Учителям. Они внесли в нашу жизнь новую опору. Без отрицаний, без ненавистных разрушений, они внесли мирное строительство. Они открывали путь будущего. Они облегчали встречи на пути. Встречи со злыми, встречи с тупыми и безумными... И природа помогала в этих встречах...».

В Карелии завершился определенный духовный этап в формировании характера Рерихов, здесь они максимально укрепили свою преданность Великому Учителю, без которой невозможно выполнение светлой Миссии. Именно здесь, духовно и телесно сосредотачиваясь и очищаясь, в одиночестве, они завершали подготовку к своему выдающемуся общественному Служению, которое сопоставимо с самыми Высокими Воплощениями и Миссиями в истории современного человечества.

 

 

Hosted by uCoz