В М Е С Т Е

Молодые поселились в здании «Поощрения искусств» на Большой Морской, где Николай Константинович имел казенную квартиру. От этого брака родились у них двое сыновей : «Светик» и «Юрик», как ласково называла их нежная любящая мать. Неизбежные семейные хлопоты, болезни детей, денежные проблемы. Елена Ивановна вкладывает всю себя в воспитание детей. Святослав Николаевич вспоминал: «Мы были с детства окружены мыслями Елены Ивановны и Николая Константиновича». Юрия влекла военная история, филология, языкознание, а Святослава привлекали живопись и ботаника. И Елена Ивановна мягко направляла эти увлечения сыновей: став чуть постарше, Юрий брал уроки у известных востоковедов, а Святослав – уроки живописи, а также изучал балет и архитектуру. В доме устраивались детские спектакли, и вообще здесь любили театр, царила музыка. Елена Ивановна была частой гостьей в букинистических магазинах и антикварных лавках – и приобрела немало ценных изданий и редких художественных произведений мастеров прошлого.

Рерихи общаются и дружат с Ключевскими, Вл.Соловьевым, Неверлиным, Менделеевым, Стасовым, Блоком, Горьким, Дягилевым, Мусоргским, Римским-Корсаковым и многими другими выдающимися представителями русской культуры конца XIX и начала XX столетия.

Конечно, на первых порах духовным лидером в семье был Николай Константинович. Он укреплял в жене веру в её творческие силы, побуждал заниматься музыкой, помогал в выборе литературы. Особенно их сдружили совместные поездки на археологические раскопки, где, кстати, Елена Ивановна и родила первенца, не убоявшись самых примитивных условий.

Уже тогда Елена Ивановна отличалась выдержкой, бесстрашием. Николай Константинович в записках вспоминал, как однажды им довелось переправляться в бурю через Новгородское озеро. Лодка стала заполняться водой, гребцы отчаялись, а «моя милая Лада и тут проявила твердость и спокойствие».

«Всё-таки глупо тонуть», – только и сказала, и сама работала не хуже гребца. Вот у кого надо учиться мужеству! И почему это слово от мужа, когда пример идёт от женщины?»

Но и при первых совместных шагах Елена Ивановна не была слабой тенью Николая Константиновича, а прокладывала вполне самостоятельную стезю. Так, если во время поездок по старинным русским городам – Новгороду, Пскову, Ростову-Великому, Ярославлю, Владимиру, Смоленску и другим – Николай Константинович брался за кисть, то Елена Ивановна за фотоаппарат. И добилась в этом деле замечательных результатов. Её фотографии высоко ценились в художественном мире, некоторые из них вошли даже в иллюстрированную историю русской живописи. Не забудем, что в своих воспоминаниях Н.В.Шишкина отмечала и то, что когда Николай Константинович писал этюды или картины на религиозные сюжеты, то Елена Ивановна и наводила его на них, составляла соответствующие комментарии; таким образом и она приобщала его к миру высокого религиозного подвижничества. Немаловажным моментом было и то, что сама Елена Ивановна любила рисовать; с детских лет в ней жило стремление к передаче красоты окружающего мира, желание выразить это гармонией красок, и это безошибочное чувство цвета, колорита осталось у неё на всю жизнь, потому она и могла давать супругу весьма ценные советы.

При всем, казалось бы, внешне благополучном барстве в действительности Рерихи шли из гущи народной жизни – испытанным путём Архатов, без каких-либо поблажек, льгот и привилегий, через ограниченность земных средств и возможностей. И та же нехватка денег служила на пользу – приобреталось умение рассчитывать жизненные ситуации, развивалось чувство бережливости, понимание, что всё должно зарабатываться только своим личным трудом. И ведь все Великие Учителя человечества проходили самые суровые школы жизни, ковровых дорожек им не стелили, в жизненных испытаниях и борениях они должны были доказать свою преданность Иерархии Сил Света, своё право на Её Щит. Как в детстве мы учимся ходить и овладевать своим земным телом, точно так же и в жизни мы проходим школу земного сосредоточения, умения действовать и находить выход из любых жизненных ситуаций, причем не теряя собственного достоинства. В противном случае мы будем иметь послушных инфантилов, мало на что способных, а самое главное, не способных самостоятельно мыслить и действовать. Нужно всегда помнить, что главная цель любого духа – это самоусовершенствование через служение Эволюции, через принесение своих трудов на Общее Благо. И Рерихи должны были пройти по жизни, не избегая её острых углов, чтобы на своём примере показать, что людям вполне по силам овладение основами Живой Этики. И именно на их примере было показано людям, что «контакты с тем Миром» не есть просто самоцель, уводящая от прозы этой жизни, а что они служат явлению реальной связи Двух Миров; выработав необходимую нравственную чистоту, Рерихи смогли стать ЖИВЫМ МОСТОМ между земным и Тонким Мирами.

И вхождение в Тонкий Мир у них шло не спонтанно, не самостно – для удовлетворения своих тщеславных желаний, гордыни, чувства собственной исключительности, как это сплошь и рядом бывает у многочисленных медиумов и психистов, – а последовательно, шаг за шагом, по мере постепенного раскрытия психических центров, по мере нравственного совершенствования и при непосредственном руководстве со стороны Великого Учителя.

 Да, Рерихи получали Незримую Помощь Владык, сами зачастую о том не подозревая, но до определенной границы, обозначенной законом Кармы и свободной воли. Великие Учителя, в отличие от всевозможных магов, использующих различные искусственные приемы по отношению к своим подопечным, никогда не применяют их, а пользуются путями естественных достижений, то есть Они имеют дело с людьми, уже сознательно готовыми посвятить себя Великому Служению эволюции. Но таких людей очень мало, и использовать их Владыки могут чрезвычайно ограниченно. Большие возможности и способности даются только при преодолении учениками жизненных трудностей, по мере их успешного нравственного оздоровления и духовного укрепления, самостоятельного понимания цели и назначения земной жизни, – всё это делается Великими Учителями целесообразно и гармонично.

Для внешнего глаза ранний период жизни Елены Ивановны проходил под знаком столь вожделенной многими людьми сытой благополучности. Но если трудно вести духовную жизнь подвижника среди нищенских условий, то вдвойне труднее совершать подвиг Служения Общему Благу, подвиг выковки нового сознания космического размаха и глубины в условиях земного благополучия! При всем внешнем великосветском блеске, внутреннее содержание чудовищного числа представителей петербургского света, да и по всей России, было преисполнено беспросветной тьмы, разве что слабо озаряемой тлеющими угольями слепой церковной веры. Истинный смысл жизни во всем её великолепии, красоте, в осознании связи двух Миров, существовании и бессмертии души, в беспредельности совершенствования, – всё это было за семью печатями. Сознание людей, как и ныне, было погружено в суету будней, суетой и жило, слегка оживляемой политическими пересудами,  военными встрясками, известиями о каких-нибудь катастрофах, необычных происшествиях, да ещё участием в ставших модными спиритических сеансах. В XIX столетии самый примитивный материализм, нашедший столь яркое выражение в марксизме, в безбожии, несмотря на всю внешнюю религиозность, всё сильнее укреплялся в сознании людей, потерявших всякий смысл своего существования, кроме, разве что, животных целей накопления материальных благ. И Бог, и Душа воспринимались скорее иллюзорно, на грани выдумки, а вот веры в Мир иной, населенный целыми сонмами живых существ, веры зрячей в Иерархию Сил Света, в Христа в те времена, как, впрочем, и ныне, практически не было. Торжествовала вера слепая, вера буквы, но не Духа и Истины. И потому, чуть отвлекаясь, скажем, что поистине величайший подвиг совершила наша соотечественница Елена Петровна Блаватская, когда она буквально таранила всё это скопище земной тьмы, невежества, предрассудков, чтобы пробить-таки коридор Знания и Света. Рерихам необходимо было решительно отбросить все замшелые предрассудки общества, порвать с ними в области мировоззрения, сознательно уйти в неизбежное непонимание и одиночество.

 

 

 

 

Hosted by uCoz