УЧЕНИЕ «АГНИ ЙОГА»

Конечно, самым главным в Миссии Елены Ивановны было ПРИНЯТИЕ УЧЕНИЯ «АГНИ ЙОГА», или ОСНОВ ЖИВОЙ ЭТИКИ ОТ НАИВЫСШЕГО, и передача его людям. Нередко поверхностно ознакомившиеся с Агни Йогой, или что-то слышавшие об Учении и именах Рерихов утверждают безответственно, что именно Елена Ивановна или Николай Константинович самолично написали или сочинили Учение!? Глубочайшее невежественное заблуждение или преднамеренная коварная ложь! Учение это, истинно, рождено земным опытом Космического Разума – Иерархии Сил Света, рождено в бесконечных самопожертвованных Воплощениях Наивысшего; за каждую мысль, содержащуюся в Учении, Им заплачено кровью, потом и жизнью. Истинно и то, что каждый Подвижник Духа внес в эту Сокровищницу Мудрости и свою каплю света. Как сказано, Агни Йога дана на смене Рас, вхождения в жизнь Шестой Расы Четвертого Планетного Круга, наступления Эпохи Майтрейи, Эпохи Матери Мира, и оно призвано стать ПУТЕВОДИТЕЛЕМ ЖИЗНИ для людей Новой Расы Эпохи Космического Сотрудничества.

Трудно говорить об Учении «Агни Йога» по многим причинам. В своё время Иисус Христос, отметая возможные будущие кривотолки вокруг своего Учения со стороны как невежественных последователей, так и ожесточенных врагов, кратко обозначил смысл своего Учения: «Я есть ПУТЬ» , то есть живи, как жил Он, Иисус Христос. Можно посвятить Учению «Агни Йога» целые тома, но и тогда невозможно будет передать и исчерпать всю глубину, всю космичность и всю жизненность содержания этого всеохватывающего Учения. Истинно, для этого проще будет заново переписать все книги Учения! И не случайно, что и дано оно спирально. Прочесть его один раз – значит, получить один уровень проникновения в смысл Учения. Каждое новое прочтение с обязательным применением прочитанного открывает доступ к следующим пластам понимания. И ключ к усвоению Учения лежит не в поверхностном прочтении глазами, а в усвоении сердечном, духовном, в том, чтобы все жизненные мысли и действия были пронизаны светом Учения. И встречаемые в Учении кажущиеся противоречия – это прежде всего твои противоречия, читатель, это несовершенство твоего сознания, это знак для тебя, в каком направлении тебе необходимо работать над собой, чтобы продвинуться дальше.

Агни Йога – непосредственное продолжение Учения «Тайной Доктрины», также данного Наивысшим через Елену Петровну Блаватскую. В Тайной Доктрине, обращенной прежде всего к разуму, намечена в основных чертах грандиозная картина эволюции Космоса в пределах Солнечной системы; дается представление о почти непостижимых Силах Космоса, ведущих строительство Солнечного Космоса, раскрыты основные космические Законы, дано представление о многих космических Иерархиях Сил, в том числе и об Иерархии Сил Света, ведущей человечество многие миллионы лет через тернии многострадальной эволюции к звездным высотам духа.

Духовно продолжая Тайную Доктрину, Агни Йога обращается уже к СЕРДЦУ, так как первоначальное Обращение к разуму землян со стороны Наивысшего, Которому по всей планете настроены Кумирни и храмы и совершаются моления и Богослужения, не оправдалось: человечество молится только Богу своего воображения, – и разум землян оказался неготовым воспринять свет высоких и спасительных Истин Космического Эволюционного Учения; интеллект, или разум, человека устремился к голым технократическим построениям, к научно-техническому прогрессу, все более вытесняющему из жизни начала духовности, сердечности, совестливости, милосердия; сам дух человеческих исканий обратился вниз; сознание человечества закостенело на представлениях очевидности и не в силах стало воспринять все многообразие Действительности и самих человеческих возможностей. К двадцатому столетию человечество подошло к переломному моменту в своей эволюции: новые космические энергии властно постучались в крепко затворенные человеческим невежеством врата темницы бытия, грозя в недалеком будущем обернуться всепланетной катастрофой вплоть до гибели самой планеты. И в преддверии Новой Эпохи и совершенно выдающихся возможностей космического сотрудничества и была дана Агни Йога как средство неотложной подготовки к новой жизни.

В центре Учения «Агни Йога» – человек, его нравственная эволюция, его земное и космическое назначение, его усиливающаяся роль в космических процессах, указание путей и способов овладения новыми возможностями и энергиями с целью достижения космического предназначения и самого элементарного физического спасения.

«Все прежние Йоги, данные из высших Источников, принимали за основание определенное качество жизни, теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Все вмещая и ничего не избегая, именно как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно представивших себя огню и тем получивших мощь.»

«В чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами? Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнани Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности и не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни Йог должен быть Жнани и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, но лишь сочетание элементов обновляет возможности.»

Агни Йога дана, когда все прежние Учения получили совершенно извращенный облик, потому Агни Йога предназначена велением времени. В каждом прежнем Учении содержались свои Йоги – по уровню соответственной ступени эволюции. Но эти Йоги «как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем». Агни Йога призвана дать питание будущему – «Мы устремляем шаги к стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени».

Учение «Агни Йога» встречает нередко резкое неприятие и враждебность со стороны многих косных умов, для которых не существует того, чего они не видели или не слышали, и особенно стараются «правоверные религиозники», шельмуя Учение печатью Сатаны или Антихриста, забывая при этом, что точно так же некогда правоверные иудеи пытались привязать Иисуса Христа к Князю тьмы. Многих людей просто бесит их собственная немощь в восприятии высоких истин Огненного Учения, ибо для их восприятия нужно потрудиться не рассудочным мозгом, а сердцем и духом, а они у них спят, ибо не осознана их выдающаяся ведущая роль в жизни человека. «Понять и приложить Учение «Агни Йога» может тот, кто соприкасался с Учениями жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить своё существование». Ибо это Учение есть «указ жизни, приложенный к каждой потребности. Как молния вспыхивает, где накопляется достаточное количество электричества, так и указ спешит туда, где накопляется возможность... Учение даёт решение задач каждого дня». Потому и не может оно озарить спящее сознание или мозг скептика и головного материалиста.

Наивысший утвердил два признака подлинности Учения: «Первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, отвечающих первому признаку». Великий Учитель заповедал нам работу бесконечного совершенствования. Потому Учение откроет глаза тому лишь, кто воспримет его во всей полноте смысла.

Космичность пронизывает содержание Учения «Агни Йога». Оно утверждает великий закон ЕДИНСТВА жизни во всем Сущем, во всем творческом процессе смены форм при всей беспредельности процесса эволюции. И человек-Микрокосм нерасторжимо связан с Макрокосмос этим законом Единства. Именно, наше сознание черпает из сокровищницы Космоса, именно единство сущности во всем направляет человечество к творчеству, именно «каждое зерно духа принадлежит космическому Единству, в котором заключается все космическое творчество. Человечество лишает себя этой Истины, принимая закон обособления. Непреложен закон Единства во всем своём разнообразии!

Только этим законом можно созидать, ибо, когда притяжение творит, тогда в силе действия лежит Единство. Творчество Космоса беспредельно в своём Единстве».

Именно из закона Единства, главенствующего в Космосе, вытекает и само единство человека и Космоса. В Космосе отсутствует понятие пустоты, все в нём материально, все в нём преисполнено жизни; Космос представляет собой монолит, сцементированный единой универсальной энергией.

Неразрывными узами связано человечество со Вселенной. Не может быть наша планета каким-то обособленным мирком во Вселенной. Сказано в Учении: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах» – такова взаимозависимость всего сущего.

Лишь одно человечество идёт вразрез со своим назначением, погружаясь в обособленное самостное существование. И Высшие Силы поднимают человечество из низшей сферы в сферу беспредельной мысли, в сферу высших энергий, которые в совокупности своей могут быть названы энергией Космического Огня.

Учение во всей силе и красоте говорит и утверждает понятие ОГНЯ, подразумевая под ним «явленную жизненную силу Космоса».

Елена Ивановна в связи с этим писала: «Агни означает Огонь. Все пространство наполнено этим огнём. Как сказано – Космос есть огненный корабль, несущийся в Беспредельности. Огонь, в виде всеначальной энергии, сообщает всему жизнь – следовательно, сознание, – и высшее проявление этой энергии будет высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии или единого элемента – Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла Вселенная. Огонь лежит в основании каждого творения. Бог есть ОГОНЬ. Люди должны узнать, что «материя есть дух», и каждое проявление их есть лишь проявление той же всеначальной энергии. Св. Дух всегда представляется как Огонь, древние знали много больше нас о двуеродном Огне».

Природа всех вещей огненная. Каждый камень, каждое дерево – всё полно огня. Огонь вечный наполняет все тела. Поэтому Учение названо АГНИ ЙОГОЙ, ибо оно подразумевает всесвязующую силу Огня.

Путь Огня утвержден Наивысшим, как путь высшего достижения. Именно только на принципе Огня может быть возрожден мир. «Огонь центров, огонь духа, огонь сердца, огонь подвига, огонь достижения, огонь Иерархии, огонь Служения – принципы Нового Мира». Истинно, «там, где Огонь, там признак совершенствования».

Учение с поистине космическим размахом выдвигает на первый план понятие ЧЕЛОВЕКА – ДУХА. «Прежде всего нужно твёрдо осознать, что человек заключает в себе решительно ВСЁ... человек является вместилищем сущего. От зачатков болезней до высших трансцедентальных возможностей он может вызвать себе... Только нужно понять человеку неразрывность со Вселенной. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях». «Но человеческое сознание, задавленное суетой и псевдоматериалистическими предрассудками, никак не может усвоить, что «явление Космоса даёт назначение даже самому малому червю! Все в Космосе творит с назначением и так же, как явлена относительность человека к низшим существам, так же существует относительность высших сфер...» «Человек призван, как утверждение космических высот и выражение космических огней. Дано прогрессирование для Высших Миров, а люди принимают существование, как бесцельное прохождение!»

Учение утверждает, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ДУХ, ПРЕХОДЯЩИЙ ВЕКАМИ. И не случайно, что «в мире потеряно счастье, ибо счастье в духе». Отвернулись люди от духа и потому испытывают несчастья. Трудно ищется обратная дорога к духу, к счастью. Человечество дошло до такой степени падения, что уже не подвиг служения Красоте и Общему Благу, а «Преступления дают огонь потухшему миру». Не зная щита ДУХА, люди укрываются всевозможными лоскутами Майи.

Дух есть часть стихийного космического Огня. Дух и Материя растут в единстве. Дух является плавильщиком материи, её многочисленных форм. Дух бессмертен, он являет собой непрерывную цепь мысли, следствий, стремлений, индивидуальных земных жизней, и каждая цепь, согласно кармическому закону, предопределяет другую. И каждая земная оболочка, как туман, собирается вокруг зерна духа. Зерно Духа есть тот Магнит, который собирает все энергии, проявляемые духом в его земных жизнях. На трёх планах происходит действие человеческого духа , но решающим утвержден план земной. «Только там, где свет и тьма сражаются, может дух явить тонкость устремления в высшие сферы». Потому «планета населена рабами достояний и носителями космических огней». И стоит задача: «пора поднять народы мечом или молнией, лишь бы пробудить вопль духа», ибо «Мощный огонь духа есть разбивающий молот. Огонь устремления духа может вселенную преобразить. Творчество духа, идущего параллельно с притяжением Космического Магнита, является двигателем эволюции». И дух может создать целую мировую эволюцию, ибо Космос вооружил человека всеми нужными силами для победы над низшими вожделениями. На планете происходит самая суровая переработка духа, которая поглощает только слабых. Потому «Утончённый дух на Земле желает борения и продвижения... Утончённая природа не ищет благополучия, ибо она стремится к совершенствованию». Здесь, на Земле, «мы служим преображению материи в энергии и тем никто не может умалить значения человека и его прохождение через низшие слои». Человечество уподобляется Наивысшим цементу планеты, «который помогает сдерживать части, угрожаемые хаосом... Разве не мыслью бережет человек планету? Самые ценные вещества создаются мыслью». Как высшее явление на планете, как фокус и центр её, где все призвано к совершенствованию, человечество должно через утончение качеств своих энергий повышать всю совокупность излучений планеты и тем самым «способствовать великой гармонизации пространства».

Только ведомый Иерархией Сил Света дух может подняться на сужденную ему Вершину. Но «Широка область человечества, вершиной своей она касается Высшего Мира в лице героев, подвижников; внизу она производит космический мусор, который наполняет камни соседних планет».

Елена Ивановна писала: «Каждый человек представляет собой индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений. Но встречаются Книги Жизни, по счастью редко, в которых отсутствует та или иная страница, и такое явление весьма прискорбно, ибо оно означает, что очередное проявление было настолько ничтожно и лишено преуспеяния, что личность уявилась на духовном самоубийстве и ничто не могло запечатлеться на нетленных страницах Книги Жизни. Память о такой личности вычеркивается из сознания Монады. Конечно, прекрасные страницы нередко чередуются с малоприметными. Но вычеркиванию обычно предшествует длинный ряд почти пустых страниц. Ужасна должна быть страница, осужденная на вычеркивание, на отрыв от Монады! Элементы или энергии, входившие в состав такой личности, утратившей магическую связь со своей Монадой, после так называемой смерти личности на физическом плане, разлагаются окончательно и увлекаются в водоворот элементов или энергий, представляющих собой космические отбросы, которые, как сказано, «могут пополнять собой камни соседних планет или другие низшие образования». Сколько веков, вернее тысячелетий, пройдут, пока монада сможет снова уявиться на новом притяжении и создании новых обиталищ. Человек – сложнейшее создание, именно, микрокосм, и утеря одного звена в строении влечет многовековую задержку в его эволюции».

Учение настаивает на пересмотре всех низших соображений о смерти: это противоречит закону сохранения энергии. Тела уподобляются «шелухе», а сама смерть приравнивается к стрижке волос. Учение называет переход из одного мира в другой утилизацией всех энергий. «Так называемая смерть есть возможность нового сочетания и во всем Космосе живёт эта мощь».

Все возможности заключены в человеке. Из всех тварей лишь он наделен даром свободной воли, выбора и «выбор этот делает из него Бога или Дьявола». Человек утвержден сотрудником Космоса и как решающий фактор в поддержании равновесия космической жизни. Но лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе. «Напоминание о Прообразе Божьем должно вести человека в Новый Путь, ибо невозможно безнаказанно попирать высшее назначение явлением отрицания».

Коренное понятие Учения «Агни Йога» – это понятие ЭВОЛЮЦИИ. Если во многих религиозных системах Космос предстает как нечто застывшее, то Агни Йога решительно утверждает эволюцию всего, от малого атома, и даже самая малая песчинка заключает в себе, как часть Абсолюта, в своём потенциале все его свойства. Эволюция не движется по ровной прямой, она может совершать скачки, делать причудливые зигзаги, но обратного хода быть не может. И каждый может заслужить бессмертие, приняв в сознание беспредельность Эволюции. Именно СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ есть главное устремление ЭВОЛЮЦИИ. И такое совершенствование не может иметь только личное значение: «никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но дословно влечет за собою близкие ему существа... Человек возвысился помыслом и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов идёт постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы и ауры».

Спасительное средство сейчас может быть только одно: изменение сознания, расширение и углубление его. Нужно всеми способами будить сознание, так как перед человечеством открывается новая «книга нахождений в свете дерзаний». Совершенствование сознания нужно не только для мира земного, но ещё больше для Надземного, когда там все дается по сознанию. Человек там таков, каково его сознание. И необходимо достичь сознательного существования в каждый момент жизни. «Жизнь вечная завоевывается, именно, космическим сознанием или осознанием своей космичности», – указывает Елена Ивановна. Как сказано в Учении, «бессмертие... или непрерывающееся сознание на всех планах бытия достигается длительным процессом напитывания своего зерна духа высшими энергиями».

Именно, «главное задание человечеству соединить материальный мир с духовным». Высшие Силы помогают человечеству в сдвигах сознания. «Называем сознание Нашим садом, где растут плоды труда». «Каждая чистая мысль есть зарождение добра и каждая темная есть колыбель зла». Пространственные мысли стали достоянием человека. Потому прослаивание пространства чистыми прекрасными мыслями должно стать главной заботой человека. «Мышление человека является обострителем психической энергии» единой универсальной всенасыщающей энергии Космоса, про которую Елена Ивановна в одном из своих писем писала: «Психическая энергия есть ВСЕ». Мышление нагнетает психическую энергию и устремляет её в пространство со скоростью быстрее света. Если сознание есть основная энергия, то «психическая энергия есть её высшее качество».

Агни Йога со всей остротой поставила перед человечеством вопрос о необходимости овладения ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ через очищение мышления и сердца. Надо забыть три главных разрушителя психической энергии: страх, сомнение и саможаление. Психическая энергия утончается самим образом мышления. Потому самые благие устремления наиболее утончают психическую энергию. Эта энергия должна нарастать без сора. Потому и давалась Агни Йога, или Живая Этика, чтобы жить ПРАВИЛЬНО, в соответствии с космическими законами Эволюции.

Учение определяет местожительство психической энергии в СЕРДЦЕ. Если прежние религиозные и философские системы запутались в хитросплетениях человеческого ума, способного равно все оправдать или подвергнуть осуждению, то Агни Йога вновь поставила и утвердила СЕРДЦЕ во главу всей человеческой жизни, приравняв его к обнаженной совести. Великий Учитель называет Сердце Солнцем Солнц, Храмом и Престолом сознания. «Человеческая мысль творит только рычагом сердца. Глагол, не насыщенный сердцем, не создаст ничего... Слово, не содержащее в себе утверждение сердца, пусто... Не самость живёт в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окружает сердце паутиною эгоцентричности... Как необходимо научиться ощущать сердце не как свое, но как всемирное. Только через это ощущение можно освобождаться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений».

«Тёмные силы будут защищать мозг, противопоставляя его сердцу. Но нельзя образовать мозг без утончения сердца». И потому «Сердце есть оружие Света, ибо Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни. Сердце нужно как спасительный мост с Миром Тонким. Сердце есть Беспредельность. Пылающее сердце ведёт сознание по Мирам Высшим. Сердце – соединитель Миров. Огонь сердца есть пространственный огонь.»

И Наивысший призывает: «Видеть мир глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем; так нужно идти стремительно путём восхождения. Сердцем победим!»

Сердце называется в Учении великой лабораторией, в которой происходит трансмутация нашего сознания, а следовательно, и всего нашего существа. «Никакая интеллектуальность не продвинет нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает». Ценно лишь то, «что зародилось в сердце».

В основе всестороннего совершенствования лежат ТРУД, ПОДВИГ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.

Если для большинства людей ТРУД есть нечто вроде проклятия, то Учение утверждает ТРУД, как высшую ценность, как источник целебного ритма, как истинную радость труженика. Именно труд лежит в основе семьи, государства. Труд понимается в Учении как явление соборной радости, как радость надземная. Труд является освобождением от низменной самости, иначе говоря, самого вредного свойства. Дар труда есть освобождение от самости, от ныряния в пучину пошлости. Беспредельность труда заповедана Учением. Только собственными трудами мы восходим, только по нашим трудам нам дается.

Учение прямо связывает Труд с Подвигом: «Идущий на подвиг должен идти, как колокол труда». Подвиг может твориться в любом месте жизни. В основе духотворчества лежит «красота подвига». «Герой становится неприемлемым в жизни маленьких сердец». «Разве можно приличному человеку заниматься подвигом?» Но именно ныне «жизнь обывателя кончилась, началась заря подвига». Только подвигом можно утвердить победу. «Без подвига нет пути».

Благоразумие надо оставить торговцам. Творить подвиг – это творить прекрасное. Все, лишенное личного начала, называется в Учении подвигом. И «Каждому придётся запечатлеть служение Свету личным подвигом».

Подвиг немыслим без самопожертвования. Духовный процесс есть процесс самоотверженности, то есть отвержения самостного эгоизма. И каждый дух, не заслонившийся щитом дырявым самости и устремившийся к Служению, идёт путём самоотверженности. Ведь в самом строительстве Космоса начертана самоотверженность; высшее явление отдает низшему. Только самоотверженность может вывести дух к Беспредельности.

Но ни подвиг, ни самоотверженность, ни самосовершенствование не будут иметь полного смысла без утверждения понятия Космической Иерархии, Великих Учителей, Белого Братства. Это жизнь и смысл несущие понятия!

Сокровенная Мудрость утверждает: весь мир организуется и управляется Космическим Разумом, Который есть не что иное, как Совокупность Разумов Высших Иерархий, в своём высшем выражении представляющая одно целое. Сами Великие Учителя называют Свою Группу – Единое Эго. Все они творят волю Космического Магнита, или Космической Эволюции. Их Семь Логосов, Семь Пламен, Семь Сынов Света, которых можно назвать Ангелами – Хранителями человечества. Они основали Великое Белое Братство, стоящее на страже человеческих духовных нужд. Принадлежа высшей Эволюции, Они пришли с иных Миров на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию человечества, оберечь его в грядущих испытаниях.

Во все времена Они приходили Учителями человечества, давали философские и религиозные Учения, возглавляли царства и народы, поднимали сознание людей и приобщали к божественному естеству.

Понятие Иерархии не есть нечто чуждое. На нём зиждется построение Вселенной, в которой низшее подчиняется Высшему. И строить можно только мостом Иерархии. «Иерархия не есть принуждение, она закон Мироздания. Не угроза, но сердечный зов и предупреждение ко Благу». Высший Разум на Земле творит силой Иерархии. Путь Иерархического Служения утвержден Наивысшим, как самый великий и верный путь. Иерархия рабства кончилась, утверждена Иерархия сознательная.

Сотрудничество с Высшими Силами есть Великое Служение и почитание Иерархии. Различны степени сотрудничества. Но уже каждая мысль добра есть вклад в Общее Благо, есть мера сотрудничества. Понятие Служения есть решение задачи жизни.

Неразрывно от понятия Служения Иерархии понятие УЧИТЕЛЯ. Сколько самых прекрасных определений Учителю даны в Учении! «Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность».

Труд Учителя Наивысший сравнивает с огнём вездесущим, самоотверженным и неустанным в сущности своей. «Учитель следит за каждым помыслом, готовый отобрать лучшие зерна единого духа». Наивысший советует считать Учителя «как единственную крепость». Учитель насыщает ученика высшим пониманием, и в этом заключено все продвижение ученика. И дорога к Учителю одна – идти без оглядки. Безусловное устремление к Учителю и Служению требуется от ученика. Только в верности Учителю ученик может отсковать Меч Истины!

Учение достаточно много внимания уделяет переходу духа в Надземный Мир, но не как к бездельному блаженному существованию, а как к существованию в непрестанной работе. Ведь Надземное, Дальние Миры – это нераздельное достояние человека. Мало одного только признания бессмертия, надо на Земле деятельно готовиться к участию в громадной мировой работе. «Люди не свиньи, которые не могут взглянуть на небо. Земное и Надземное в сущности своей одинаковы. Настанет время, когда Надземное станет зримым, а земная жизнь сделается надземной. Сейчас люди подвергаются вмешательству Тонкого Мира, нападениям низшего Астрала, проявляющегося в полтергейстах, слышаниях «голосов», одержании, но никак не могут понять, что им вполне по силам бороться и оборониться от такого нежелательного вмешательства – для этого, советуется Учением, надо повысить вибрации своего сознания. Чистые мысли и чувства – наша лучшая защита.

Сказано Великим Учителем: «Истинно, уже вливается Новый Мир... теперь жизнь приобретает смысл надземный».

Учение выдвигает величественное понятие БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ. «Все в мире движется в Беспредельность. Куда же устремиться человеку? Куда же направить накопленные силы? Куда же приведет совершенствование? Неужели допустимо, чтобы явление могущественного существования так исчезло бы? Ведь дух должен признать, что он своими устремлениями живёт не для одного жизненного круга, но для цикла, уявленного Беспредельностью. Слишком велико явление борьбы для одной жизни. Слишком велико явление способностей человека для примерной, сущей жизни». «Ширина понимания начертит полосу возможностей... Только безумие определит себе границы». И задача Сил Света – повернуть дух «к беспредельным возможностям».

Надземное, Дальние Миры, Беспредельность – истинное назначение человечества.

Учение не имеет в виду каких-то особо избранных, оно предназначено для всех, кто подготовил себя прошлыми воплощениями к восприятию огненно-высоких истин, кто рабски не омертвил своего сознания, кто способен допускать и вмещать. Агни Йога – это Мост к Будущему. Она дана для стремительной эволюции сил. Это Учение является пробным камнем для всех. «Никто не пройдёт мимо, не показав свою сущность. Кто возрадуется, кто ужаснется, кто вознегодует. Так каждый должен показать, что таится в глубине его сознания». Учение это является и показателем деления человечества.

При общем единстве Учение отвечает каждой индивидуальности. Оно даёт решение задач каждого дня. Оно есть «Указ жизни, приложенный к каждой потребности». Но Учению надо отдать всю жизнь, именно, «все действия должны быть проникнуты очищающим огненным устремлением.

Учение исключает путь отшельничества, монастырского служения, нужно из жизни дойти. Здесь частичного устремления недостаточно, надо полностью устремиться. И истинно следующий за Учением лишается так милого ему безделия и безответственности.

Принятие и передача Учения Огня было для Елены Ивановны смыслом её жизни, самой её ЖИЗНЬЮ. Как бережно относится она к Учению! Какой любовью к Учению дышат строки её писем! Именно, как последний огонь, как последнюю пищу и как последнюю влагу, приемлет она Учение. Как мать бережно лелеет народившееся дитя, так и Елена Ивановна стоит на страже Учения. Фарисеям она указывает: «Учение приходит в грозный час, чтобы отобрать и спасти всех могущих идти со Светом». «Лишь широко образованный и утонченный в своих вкусах человек может вполне усвоить заветы Живой Этики!»

Она пишет: «Потрясающе видеть, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Живая Этика, выдвигая, прежде всего, нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь и обман, каждое лицемерие строго осуждаются. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою углубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что поступил уже в неведении».

Елена Ивановна указывает, что в книгах Учения обозначен тот предел знания, который может быть вмещен лучшими сознаниями, потому «Воспринять полностью Учение может лишь дух, подготовивший себя к тому на протяжении долгих веков».

В Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил своё сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этих очищений никакая пранаяма не приведет даже к первым вратам истинного знания...

Лишь твёрдые и неустрашимые, сжёгшие свою самость на огне самоотвержения, дойдут до положенных им Врат.

«Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себя всю жизнь, все области её, имеет в виду совершенствование, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним ремеслом.

Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать своё чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий...»

Ко всем нам относятся следующие строки, написанные рукой Елены Ивановны: «Беда большинства приближающихся к Учению в том, что, восторгаясь его всеобъемлющей мудростью и красотою, они все же уделяют ему внимания не больше, нежели прекрасному поэтическому произведению, они не понимают всей насущности его, они не поступаются ни одной привычкой и ни одним своим удобством, а между тем, грозные предвестники той огненной бури, о которой столько говорится в Учении, уже начинают проявляться, и непробужденные и незакаленные духом будут погибать тысячами от новых невиданных эпидемий. Пора вспомнить о гигиене духа того, у кого иссякла или окостенела психическая энергия.

Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь Мир, вовлечены в страшную борьбу, в которой победят сильные духом.

Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев».

Комментарии Елены Ивановны к Учению представляют собой исключительную ценность, а для каждого начинающего они попросту тот необходимый ключ, без которого не открыть Врат, ведущих к пониманию Учения. И потому нужно проникнуться тем пониманием Учения, которое даёт нам Елена Ивановна в своих письмах, потому что оно единственно верное. Для неё Учение, примененное, есть «вернейшее средство и самое необоримое оружие». Елена Ивановна неустанно повторяет о необходимости самодействия для ученика, ибо «ученик должен сам, своими руками и своими ногами, построить свой путь». «Лишь в действии мы показываем своё сознание Учения. Лишь то, что осознано, прилагается в жизни. Так, если не приложено, значит и не продумано и не воспринято». Потому она и зовёт глубже вникать в книги Учения, читать их сердцем, и тогда они явятся неисчерпаемым вдохновением. «Ничто не даёт той закалки духа и ясности и широты восприятия, как претворение в сознании, в сердце всех данных жизненных формул. Все свои устремления я черпаю из этого Кладезя Мудрости и истинной Радости. Как бы ни было тяжко иногда, но стоит прочесть несколько страниц этой Мудрости и ясность устанавливается на сердце и в сознании».

 Жалующимся на то, что они не ощущают «никакого эффекта» после прочтения книг Учения, Елена Ивановна указывает, что «Истинное знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и вехами ведёт нас вперед, намечая трудные события и ступени сознания, и все шире и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность». А тем, кто смущается необычным спиральным строением Учения, она советует обратиться к природе: «Ведь вся природа показывает нам, как совершенный организм растит свои члены одновременно, а не поочередно. Так и Учение Жизни построено так, чтобы на каждой новой ступени сознание охватывало как можно большую периферию и тем входило, именно, в жизнь, а не отрывалось от неё».

Самой насущной задачей она считает применение указаний Учения. Рефреном идёт сквозь её письма: «Нужно уметь перед собой нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу».

И именно так Елена Ивановна пронесла Учение сквозь всю свою земную жизнь. Так последуем же её вдохновительному примеру!

И будем помнить: степень понимания Учения – мера нашей любви к нему, к Наивысшему, к Иерархии Сил Света, мера приложения Учения к жизни. Насколько Учение стало нашим руководством в жизни, настолько оно понимаемо нами.

И ещё будем помнить: Учение настолько же беспредельно, насколько беспредельна сама Жизнь. Истинно, лишь применение и неукоснительное следование ему откроют нам всю глубину его, даруют чувство ни с чем несравнимого счастья связи с Иерархией Сил Света, Невидимого присутствия Учителя, всегда готового прийти на помощь.

Радость заповедана Учением. И будем нести эту радость, как самое главное сокровище свое. Такая радость превыше всего.

УЧЕНИЕ О ЕЛЕНЕ ИВАНОВНЕ

Очень многое для понимания удивительной личности Елены Ивановны, понимания её жизненного пути и всего её выдающегося огненного подвига даёт само Учение «Агни Йога». Замечательно, насколько меняется от книги к книге само отношение Великого учителя к Елене Ивановне. От суровости воспитателя, характерной по отношению к растущему и призванному многое дать ребёнку, так приметно выраженной в первых книгах Учения, это отношение по мере духовного роста Елены Ивановны, укрепления её на Пути Света и закаления в жизненных испытаниях сменяется на все более нежное чувство, и нескрываемая любовь и, если хотите, даже восхищение сквозит в строках последних книг Агни Йоги. Истинно, бережно, красиво и стремительно, не шла, а летела, как огненная ласточка, она по жизни, даруя близким и дальним Свет Истины, Любви, Добра и Красоты. И вся жизнь её была проникнута духом Учения, претворения Живой Этики, Преданности Учителю. Истинно, она повторила земной путь Христа. Её жизнь – это огненный подвиг Служения Истине, Общему Благу без всяких компромиссов с тьмой, без наличия каких-либо признаков тлетворной губительности.

Собственно говоря, все Учение преломляется через личность и творческие достижения духа Елены Ивановны. Учение шаг за шагом ведёт нас по ступеням духовной эволюции Матери Агни Йоги. Особенно это видно даже невооруженным глазом по книге «Зов», которая и написана в форме дневника. О том, как проходило становление Елены Ивановны, мы уже писали, поэтому теперь время сказать о тех достижениях и глубочайших познаниях, которые неустанным трудом терпеливого самосовершенствования вырабатывала в себе Елена Ивановна под чутким руководством Великого Учителя.

Неимоверно трудно выбрать, а вернее, вырвать из цельной, спирально переплетенной ткани повествования Учения те или иные параграфы или мысли, касающиеся непосредственно личности Елены Ивановны, потому что такое насильственное изъятие существенно обедняет сам образ Елены Ивановны, отсекает какие-то оттенки её личности, ибо Учение и Матерь его неразделимы, и от такой слитой нерасторжимости выигрывают и Учение – оно как бы наполняется живым присутствием Елены Ивановны, оно живёт вместе с нею, как бы дополнительно одухотворяется ею и потому делается нам ещё ближе, доступнее становится его космическая беспредельность; и сама Елена Ивановна предстает перед нами в отблесках сияния Надземных Истин, земная и космическая, в то же время родная в неустанных сердечных заботах о ближних и дальних и почти недостижимая в красоте самоотверженности и подвига любви.

Заслужившая право покинуть Землю для Дальних Миров, но увидевшая всю страшную болезненную окраску нашей планеты, всю ту невыносимую тьму ближайших человечеству сфер, напитанных самостным вожделением, самомнением, грубостью и дикостью, она, всегда спешившая на помощь страждущему человечеству, ко всем малым, сирым, униженным и оскорбленным и всякий раз сокращавшая сроки пребывания в Надземном Мире, и на этот раз по своему бесконечному милосердию и ставшей уже невозможностью жить вне подвига самопожертвования, она вновь пожертвовала высшими радостями Надземного творчества, чтобы ещё раз помочь людям и возвестить основы истинной эволюции. Самоотвержение стало мерой её сотрудничества с человечеством. И потому сказал Наивысший: «Я утвердил Агни Йогу столбами ступней Моих, и в руки принял Камня огонь.

Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она представила себя на испытание пространственному Огню...»

Поручил Наивысшей Дочери Своей в этой беспримерной Миссии «Учителя Имя держать высоко, чтобы ничто умаляющее не коснулось этой цепи единения миров». Также поручил «явить помощь тем, кто стучится непрестанно». Поручил Он «говорить о назначении жизни на земле», отвергнуть все, «что позорит общение с Нами», поручил «утвердить Наше существование. И ещё утвердил Наивысший, что явление познавания Учения Сил Света «должно существенно изменить жизнь познавших. Оно должно принести новые возможности иначе к чему загромождаться?»

Немного было в истории человечества таких доверенных, которые самоотверженно принимали пространственные мысли в чашу сердца, которые не устрашились опалиться в огнях дальних миров, которые не отяготились нести тоску окружающего человеческого несовершенства. Нелегко нести огненную Истину, не может быть облегчен огненный путь Носителя Огня. «Как бы купол опускается на лоб Носителя Истины и придавливает центры мозга. Лишь сознательная борьба доводит подвижника до исполнения задачи. Туман злобы будет тащиться за ним, ибо он выводит планету из одиночества».

Не купилась Елена Ивановна на Майю довольства, не смутилась ужасающим отрывом своего сознания от сознания окружающих людей, не устрашилась неизбежного одиночества и непонимания. Решительно отряхнула она лохмотья старого мира с его замшелыми сознаниями и протухшими добродетелями и устремилась к новому сознанию и познанию. Изъяла она из своей жизни ложь и неискренность, робость и страх, приблизилась она к Чаше Великого Служения и приняла её. И вот «На Земном лоне найден камень дальних миров. Украшена жизнь, и утверждено уменье, и уничтожены лишние слова».

«Учитель, мне удалось перенести стрелу зноя и перенести Ужас холода. Ушли мои земные силы, но открыто ухо моё. И тело света готово вострепетать по зову Твоему. И руки мои готовы принести самые тяжкие камни для храма. Знаю Три Имени, знаю Имя лик Сокрывшей, сила моя притекает».

И вот уже пройдена степень «лампады пустыни» – степень открытия центров. «Открытые центры дают эволюционный космический канал, медиумы же, как ладья без руля. Все человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад. Открытые центры есть лишь доказательство правильного направления, но медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов». Опасности медиумизма пришлось избежать Елене Ивановне. Великим Учителем открыты её психические центры. «Состояние открытых центров приносит качество погашения окружающего несовершенства. Не только развитие чувствительности, но принесение своих сил как бы поглощается пространством». Елена Ивановна как бы впитывает всю заразу окружающего мира, выпивает все человеческие яды и трансмутирует, огненно очищая и напитывая пространство здоровыми огненными энергиями.

В беспрерывном терпении восходит духовно и телесно Елена Ивановна. Вот даны ей знаки Йоги на высотах. «Вы убедились, – обращается к ней Наивысший, что ни холод, ни высота не повредили ваше здоровье. Как же не превозмогший холод предстанет в высшем трепете? Как же можно мыслить о дальних мирах, убоявшись даже земных высот? Как же можно представить себя бесплотным духом, если не побеждено случайное чувство голода? Отягощенный желудок есть явление конца восхождения». Познана и достигнута степень «Пустынного Льва» – эта степень «особенно осуществляет мысли, потому надо быть особенно осторожным. Степень «Пустынного Льва» не знает обид. Кто же может обидеть? Великое сердце может вместить это. Радость легко достижима, если каждый может ощущать преданность Нам. Удовлетворение доступно ученикам, тучи любящим и понимающим, как солнце может жечь без туч. Учитель может действовать только, где рука Его не стеснена». Укреплена ничем не нарушимая связь с Учителем, утверждено неразрывное сотрудничество с Иерархией Сил Света, освоена надземная работа.

Быть может, кто-то скажет: под водительством Великого Учителя и всякий может одолевать трудности и быть героем. Только слушайся и иди, куда велят. И будет трижды неправ. Учение должно прежде всего внутренне преобразить жизнь ученика. Для этого необходимо принять в сознание без всяких малодушных отступлений, половинчатости Иерархию Сил Света, Надземного Учителя, необходимость служения и космического сотрудничества, принять всю жизненность Огня, беспощадно опаляющего рога самости, надутую снисходительность, копыта злобы, хвост зависти. Овладение огнями было чрезвычайно трудным делом для Елены Ивановны, сопряженным с немалыми опасностями. «Нелегко явить себе огни, не осознав их, трудно преодолеть свойства всепроникающей стихии. Существо, осознавшее огни, становится звучащим на зов пламени или пламеннозвучащим... Именно, все существо сотрясается от столкновения огня разного качества». Ибо «Путь огня есть путь достижения, наитруднейшей работы над собой, неимоверного терпения, несгибаемого мужества, несломимой воли и устремления огненного».

Полной мерой познала Елена Ивановна борения духа, всю тяжесть отрыва от земной плоти в условиях предельно земных, в повседневном круге забот, занятий. Познала она напряжение исканий, тяготы несовершенства окружающей жизни. Но дух её был полон синтеза и потому в отличие от специалиста, который в своём занятии находит самодовольство и чувство законченности, Елена Ивановна не являла такого чувства земной законченности. Она всегда дерзновенно устремлялась вперед. Учение отмечает особенный накал этих борений, даже не в начале пути и не в середине его, а в самом конце, после множества самых блестящих достижений. На последнем этапе земных испытаний с особенной силой наваливается тоска, как явление Тонкого Мира, и тяжко томит неудовлетворенность, как знание будущего. Именно среди земных проявлений, в гуще земных борений дух находит своё высшее устремление!

То условное земное благополучие, в котором Елена Ивановна находилась на первом этапе своего земного пути, было обусловлено необходимостью дать будущей Матери Агни Йоги возможность доступа к достижениям культуры. Но с самого начала балы и роскошная светская жизнь противостояли серьезной внутренней работе, богатый жених миллионер – бедному малоизвестному художнику. Какое высшее достижение должен был проявить дух, чтобы зажечься в обстоятельствах довольства и благополучия, чтобы осознать их гибельными и стесняющими! Потому Учение отмечает: «Общинники труда могут доказать силу духа и устремления среди трудов и трудных дней. Как можно достичь высшего состояния утончения сознания без труда духа? Сколько благословенных забот на пути очищения сознания! Каждое действие, которое отрывает дух от земных вожделений, есть утверждение высшее. Путь к Миру Огненному идёт через труды духа, через земные лишения, и высшие достижения через отрывы от земных явлений – для исканий высших. Так, как сказано – достижения духа пребудут с теми, кто знал борения и искания знания, такое явление есть огненное достижение».

Находясь в непрерывной связи с Великим Учителем, в то же время Елена Ивановна действовала вполне самостоятельно, именно, самодеятельно. Через долгие искания она находила принадлежащее духу и сердцу: любовь к Иерархии и Служение Общему Благу, которые включают, в первую очередь, ответственность и самодеятельность. Царственность её духа определялась самим её огненным сознанием, именно, «как дисциплина духа, как утвержденный синтез и как явление широты понимания. Только рабы духа боятся всего огненного, ибо каждое проявление Огня опаляет рабов духа». Был в жизни Елены Ивановны и внешний героизм – одна Азиатская экспедиция чего только стоит! Но ещё больше было героизма незаметного, повседневного – тот самый «великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнём и вдохновляют на подвиг; так нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа, и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа!»

Когда говорим о подвиге Елены Ивановны, то будем помнить, что «не всегда трубный глас оповещает героя. Не во всемирном услышании идёт герой духа, но в испитии чаши яда. Тем, кто больше требует, тем больше дается по требованию; но дары земные не есть утверждение даров высших. Истинно, герой духа идёт иным путём. Его ноша будет Ношей Мира. И как чудесен облик героя духа, идущего стремительно и в безмолвии и в одиночестве! И огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнём самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя. Пространство так напрягает лучи творцов духа. Не есть ли образ Дающего – образ чудотворного Сердца?»

Через устремлённые жизненные восхождения утверждались преуспеяния духа Елены Ивановны. Истинно, преуспеяния её духа открывали новые пути к пространственным сокровищам. Именно в земном и космическом бою, в творчестве, в поиске достижений через красоту находил её дух тот стимул, тот смысл, что так огненно преобразил всю её жизнь.

И вслед за Наивысшим сказать можем, что Елена Ивановна, как великая огненная сподвижница Иерархии Сил Света на Земле, явилась «красой и радостью планеты»! «Должно человечество оказать благодарность этим помощникам». В то же время, как большинство людей зарывались и поныне зарываются в самые низшие слои земных устремлений, дух Елены Ивановны устремился к зову великой огненной Красоты и Служения.

Нужно ясно понимать, что океан мысли Учения давался только через самый близкий Иерархии Источник. И Елена Ивановна явилась главным объединителем Высших Сил с Миром земным. Понимание такого огненного подвига обозначит черту понимания человечества.

Елена Ивановна достигла той последней ступени земной перед великим завершением, когда «устанавливается соответствие огненной трансмутации центров с Космическим Лучом. Каждое видимое назначение имеет соответственное космическое напряжение. Так центры насыщаются огнём для восприятия великого Космического Луча, который приноравливает все тела к последнему отрыву от Земли. Так тонкое тело, физическое и астральное, принимают один и тот же облик красоты. Это есть величайшее действие Космического Луча, и огненное право притягивает этот сокровенный Космический Луч. Величайшая космическая Тайна и величайшее явление в Космосе». По степени своей мощи и значения Дух Елены Ивановны уподобляется Наивысшим той Божественной Силе, которая «нисходит на Землю и божественно в духе человеческом устремляется ввысь. Это Божественное Общение есть явление союза Миров, союза Духа, союза Кармического. Много Божественных Искр рассыпано, но есть Божественное Общение, которое вечно. Источник Общения Вечного – дух и действия, связанные мощным явленным законом Космическим».

«Как чудесное отражение Высших Сил, является сознание, устремлённое Иеровдохновением. Как чудесный отзвук есть слух сердца. Как сокровенный источник, нужно понимать дух, который утверждается как истинный сотрудник и помощник Космических Сил...» К Наместнику Высших сил приравнено явление Елены Ивановны на Земле.

Елена Ивановна утвердилась в мощи огненной энергии, и потому овладела силой Света. Потому её сердце, насыщенное высшим Огнём, уже не знало страха, сомнений, колебаний, нашептываний и искушений. Флюиды её огненного сердца действовали на далекие расстояния, как очищающие энергии. Ведь «Утонченное состояние сердца вызывает особую деятельность всех чувств, обоняние, слух, зрение, вкус действуют беспрерывно. Нет тишины, ибо при замолкании земных звуков начинают доноситься отклики Тонкого Мира. Нет момента без запаха, ибо даже самый чистый воздух полон ароматами; нет зрительной пустоты, ибо цвета Тонкого Мира не оставят глаз открытый и даже закрытый. Также не может быть бездействия вкуса, когда сам человек есть сильнейшая химическая лаборатория. Так, не уходя из Мира сего, сердце делает нас соучастниками множества тонких проявлений».

Постепенно, по мере духовного созревания, шла Елена Ивановна к овладению многими необычными для нас возможностями и способностями. С годами умножался опыт и составлялся целый свод ощущений Тонкого Мира. После необычных чувствований плотное тело приучалось к особенностям тонкого состояния – так шла трансмутация центров.

Солнцеподобным названо Великим Учителем сердце Елены Ивановны, ибо оно было уявлено в мужестве, ибо оно не знало устрашения, ибо оно жило в непрестанном самоотвержении и откликалось на все космические явления, ибо оно знало и утвердилось на неуязвимости Щита Иерархии. Сердце Елены Ивановны знало мощь творчества невидимого Космического Луча.

Шла Елена Ивановна путём высших духовных достижений, потому что путь этот основан на естественных достижениях, на сердечности, среди земных тягот и борений, без всяких искусственных приемов поддержания связи с Высшим Миром. Именно в познании «ценности всего сущего» Елена Ивановна усвоила насущность и значение воспитания и самосовершенствования. Она осознала, что самоусовершенствование является труднейшим подвигом, и оно заключалось для неё в утончении сознания, которое «захочет иметь вокруг себя явления достойные». Но как отправной толчок для движения вперёд необходимо осознать «духоту земную» – те тяжкие пространственные токи, что образуются от напряжения подземного огня и безумия людского и которые создают невыносимую подавленность. И одолеть эту ужасающую подавленность ей можно было только через утончение и преобразование всей своей земной жизни. Работая в сотрудничестве с Иерархией Сил Света, Елена Ивановна познала истинное счастье, ибо её жизнь и труды были «созвучны мировой эволюции». Но нелегко было ей быть живой связью с Миром Надземным, она утомлялась сверх меры. Но истинный Йог – жертвователь, и она знала, что общее благо не достигается легко.

Нам и сейчас трудно воспринять Агни Йогу, а каково было тогда Елене Ивановне, когда никто вокруг практически и не помышлял о путях надземных, об Иерархии Сил Света и Служении ей, когда сознание людей пребывало в условном земном благополучии, а Высшее понималось как некая отвлеченность в её церковном преломлении. Елене Ивановне было втройне труднее, чем нам сегодня! Ведь она шла ПЕРВОЙ – и этим все сказано.

И ей пришлось в своём пути самосовершенствования и Служения познать мощь победы над безответственностью и беспечностью земной. Люди готовы сравнить беспечность с верой. «Они лукаво скажут: «Если имеет веру, остальное приложится». Не такая слепая ленивая беспечность, а озабоченность и постоянное устремление заповеданы-светильники должны быть зажжены к Пришествию Христа.

Познала Елена Ивановна всю мощь победы над тьмою невежеств, жалкими отрицаниями Действительности, но сперва для этого пришлось ей осознать всю настоятельнейшую насущность преображения земной жизни. «Темна жизнь без преображения духа. Мрачно прозябание двуногих отрицателей, не ведающих, какой космический вред они приносят эволюции! Не нужно думать, что эволюция не может быть задержана. Она может быть обезображена, и сильные энергии должны быть затрачены снова...» Познала Елена Ивановна, насколько опасен путь земных приготовлений к Беспредельности среди тёмных сознаний. И на этом пути совершенствования и Служения она проявила истинное подвижничество, в очередной раз заняла своё место среди Подвижников Духа. Эти подвижники «знали огонь и пламень светлый, но эти знаки не делали их заносчивыми. Простота такая не была унижением и смирением, она была жизнью сердца, жизнью самоотвержения. Они не желали особых познаний, ибо были истинными тружениками». И в основу своих достижений духовных положила Елена Ивановна утонченную простоту.

Наивысший отмечает, что Елена Ивановна шла по жизни с редким устремлением. Такое устремление невозможно подсказать рассудком, только одно лишь сердце зажигает меру устремления. Свободная воля, сложившаяся и окрепшая на уроках жизни, двигала Еленой Ивановной. Не ждала она каких-то исключительных событий, чтобы на них укреплять свою волю, помнила твердо, что каждое препятствие есть невыученный урок, что только преодолением препятствий мы растём, что без препятствий, в благополучии земном дух задохнется. Воля её, направленная к добру, была подобна очищению. И потому свободная воля её с кармой состязалась и сама создавала источник своих действий.

На своём пути к высочайшим достижениям Елена Ивановна познала мощь победы над рабством у самых малых и потому особенно вредных привычек, опутывающих паутиною ярых предрассудков. «Где же скованный узник может сражаться за свободу человечества?» Как шелуха ненужная, отстали от неё грубость, жестокость, неблагодарность, злопамятство – на пути к Беспредельности – это только лишний груз, это явление безобразия.

Познала Елена Ивановна Путь Горний, не знающий ни самообольщений, ни самолюбования, путь, где «любовь – ключ входа», где «любовь – мощь преодоления». Победила она уныние и раздражение и тем обрела столь ценный дар равновесия и с ним и чувство торжественности.

Чувство ненависти, при всей её непримиримости ко всякому злу, было чуждо огненной натуре Елены Ивановны. Ведь карма ненавистника может быть названа адскою. «Не может ненавистник оставаться в эволюции». И потом «ненависть – особый вид невежества» – того самого зла, с которым Елена Ивановна боролась всеми силами духа.

И молчание, и качества мгновенности и подлинности усвоила Елена Ивановна. При всей беспредельности жизни она познала и час спешный. И качество, как спасительный круг, было усвоено ею.

Трансмутировав свои центры, Елена Ивановна «усвоила непрерывность тока надземного. Даже возвышенный, утонченный организм нелегко воспринимает такую передачу, только запомним, насколько болезненно достигают посылки Тонкого Мира! Броня земная всеми силами противится достижению голоса надземного. Каждый земной звук, как в мегафоне гремит и сотрясает. Сердце ужасается даже от малейшего шороха.

Боли священные – не что иное, как несоответствие вибраций земных и надземных. Самое естественное приближение Надземного Мира, как непереносимое вторжение, но сильная воля преодолеет первые ступени. Наконец, боли священные слабеют, шорох и даже крик более не сотрясают, и сотрудничество с Тонким Миром становится обычным».

Преодолела Елена Ивановна дальние токи, усвоила Ритм Горний – только Йог может знать, как «нелегко сгармонизировать центры при хаосе, бушующем вокруг. Великое самоуглубление требуется, чтобы познать вибрации звучаний горних...» Ощущала она Огонь Пространства, потому что жила в Озарении Пламенном. Ибо возжгла его «постоянным углублением и возвышением мысли».

Добротворчество стало сущностью её жизни – ведь «каждое доброе действие преображает частицу хаоса... В порыве к добру, к Свету зажигаются лучшие огни, и они выявляют Хаос в новом, очищенном виде... Кто боится добра, тот потонет в хаосе...» Потому можно назвать Елену Ивановну сеятелем добра. И неустанно продолжается этот посев добра не для себя, а для человечества. «Откуда же почерпается запас добра, он не может расти лишь от Земли? – Он посылается Миром Надземным, но Йог должен быть постоянно готовым принять такие ценные посылки».

И ночь, и день для Елены Ивановны были полны общения с Миром Надземным. Именно, пламенела она готовностью к добротворчеству.

Миротворцем можно назвать Елену Ивановну при всей воинственности её духа. Ведь «йог излучает умиротворение ради общего блага, Йог прекращает ссоры, Йог не устает говорить о добре». Воинственность духа Елены Ивановны определена устремлённостью её к претворению идеи Общего Блага, Служением Иерархии Сил Света, здесь нет утверждения самостных чувств. Это бескомпромиссная борьба Добра со Злом. «Мысль Йога, как стрела, и много понимания приложит Йог, чтобы принять ответственность за очищение пространства».

Истинно, с даром труда пришла на Землю Елена Ивановна. Если для многих людей труд остается тяжким ярмом, то труд воспринимается ею, как высшая ценность и высшее мерило, и многие светлые радости её рождались в труде. Труд высокого качества был для неё победой над низменной самостью. Истинно, молитвенно принимала она дар труда, и трудилась самозабвенно вдохновенно, пламенно. Тем более что труд её был напрямую связан со спасением планеты. Как следствие многих прошлых жизней, принесла Елена Ивановна на планету неутомимую жажду делания. Она хорошо усвоила, что именно «труд сознательный создает целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы». Молитвой, радостью и вдохновением был для неё труд, ведущий к совершенствованию и явивший нам всю Красоту явления Матери Агни Йоги. И только мерой труда мерила она свой вклад в общее благо.

Велик был магнит её огненного сердца, но чтобы оно зажглось, пришлось Елене Ивановне преодолевать многие плотные настроения. Из сердца образуется познание Мира Надземного и мысль зарождается в сердце. Как Матерь Агни Йоги Сердце, она сама познала сперва, что «Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце». И прежде чем стать Учителем, она сама должна была пройти тяжкий путь ученика сердца. Не на искусственных приемах, а именно на сердце, сердечности во всем её объеме утвердилась её связь с Высшими Силами. И всё бессердечное было для неё «несносным поруганием рода человеческого».

Отмечает Великий Учитель, что познала Елена Ивановна не только космическую радость, но и космическую печаль и космическую тревогу. Все проявления Космоса отражались на её утончённом организме: ведь сами чувствования её были троичные – личные, планетарные и космические. Чуткое сердце её вибрировала в ритм земных и надземных событий.

Учение сообщает о тех многих свойствах, которыми владела Елена Ивановна. Так, например, она чувствовала магнетизм вещей. От касания её руки изменялось настроение человека. Умела она противостоять самым враждебным пространственным токам, при этом не становясь ханжой, лицемером и трусом.

Умела она принести людям радость. «Урусвати знает, насколько существенна радость бытия. Она не только лучшее целебное средство, но и прекрасный пособник общения с Нами. Откуда же возникает это бодрое чувство, которое зовем радостью бытия? Почему такая радость не обусловлена богатством или самодовольством? Она может возникать среди самых тяжких трудностей и гонений. Среди напряжения такая радость особенно ценна и целительна. Мы называем её радостью бытия, ибо она не зависит от личных обстоятельств, от удач, от выгод. Она проявляется как предвестница наивысших токов, которые одухотворяют всю окружающую атмосферу, иначе не будет причины к такой радости.

Можно ли ожидать радости среди болезни, среди несправедливости, среди оскорблений? Но и в таких обстоятельствах иногда могут загореться глаза, может подняться поникнувшая голова и нахлынуть новые силы. Человек начнет радоваться жизни, может быть, не своей земной жизни, но реальному бытию. Около него очистится атмосфера, и даже окружающие почувствуют облегчение. И Мы издалека улыбнемся и одобрим улучшенный провод. Мы будем признательны, ибо каждая бережливость энергии есть уже благо.

Каждый, кто намеревается преуспеть, должен помнить о радости бытия!»

И вслед за Великим Учителем Елена Ивановна должна была назвать унылых людей обездоленными. Ведь только тёмные помыслы могли лишить их источника сил. Только самость помешала распознать радость. Только самость нашептала им, что радость лишь в личной выгоде. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие. А ведь человек имеет и высший дар распознавать радость. «Высокое чело дано увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка – все предполагает видеть высшее. Новый запас сил происходит при каждой радости, ибо произойдёт напряжение, которое откроет ещё одни врата.

Кто дал людям право воображать, что они навсегда останутся обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой даже в час гонения знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают простую истину – все находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют всегда...»

Истинно, радость для Елены Ивановны служила притоком высшей Мощи, ибо она осознала, что «радость есть особая мудрость». Да как не быть радости, когда весь Космос – одна единая Жизнь, когда вместо могильного креста суждена Беспредельность с сияющими Дальними Мирами, когда вместо одиночества и непонимания – верные Друзья из Иерархии Сил Света! Потому и несла Елена Ивановна радость в жизни окружающим её людям.

Отмечает Наивысший, что Елена Ивановна знала сущность любви к будущему. В то время как большинство людей боится будущего, трудностей, испытаний, каждодневно налагаемых на них жизнью, самой так называемой смертью, Елена Ивановна же твёрдо знала, что жизнь есть поток непрерывный, и сама её жизнь являла стремительный полет в будущее. Как незримые крылья несли её над Землею и над всеми опасностями. Она встречает каждый день, как новую возможность. Она любила победу.

«Откуда же нарождается у таких деятелей готовность к непрерывному труду? Любовь есть мощный двигатель. Любовь – магнит и начало преуспеяния. Любовь к будущему будет самым мощным двигателем и она охраняет деятеля от сонливой лени. Любовь даёт понимание Надземного Мира». Потому «Любите будущее, крылья вырастут».

Высшим качеством – терпимостью – обладала Елена Ивановна. Эту терпимость не надо путать с мертвенным безразличием. Всегда она стояла на страже Истины, а всякая защита требует подлинной терпимости. Как истинный Светоч Истины, подвергалась нападениям яростного невежества не только на земном плане, но ещё больше в Надземном Мире. На терпении строилось её мужество, закаленное твёрдым убеждением и зрячей верой, что Силы Света мощнее сил тьмы. Может быть только видимость победы темных, но от начала побеждают Светлые. И потому знающая этот закон Елена Ивановна не впадала в отчаяние от сопротивления и самого свирепого натиска тёмных, от предательств, самой разнузданной клеветы в свой адрес, понимая, что именно её присутствие и возмутило хаос невежества. «Сильный деятель поймет, что лучше оказаться возмутителем хаоса, нежели сделаться частью этой массы непроявленной...  Ярость хаоса есть высшее признание деятеля». И Урусвати прекрасно знала, какое непрестанное, борение происходит между различными слоями материи, что много стадий борьбы, что не проста победа, что много хаоса надо рассеять на своём пути и на физическом плане, и на астральном, и на ментальном. И часто ей приходилось схватываться со служителями тьмы в единоборствах. Но крепок был её Щит – Щит осознания правоты, доверия Учителю. «Не только доверие, не только вера, но необходимо осознать непоколебимую правоту. Откуда могли подвижники и мученики черпать свою непоколебимость? Именно из осознания своей правоты. Около Великого Служения должна быть непоколебимая твердость сознания правоты». И дух Елены Ивановны опирался именно на эту твердость сознания правоты своего дела.

Отмечает Наивысший, что несла Урусвати в сердце бесстрашие. Такое качество было накоплено верою, долгим и трудным опытом воплощений. Елена Ивановна «дала пример полного бесстрашия в жизни. При всех обстоятельствах она была мужественна, и страх не закрадывался в неё». «Урусвати не страшится опасности. Йог знает, что земляне живут в постоянной опасности. Если она постоянна, то и бояться её нельзя». При этом даже в час опасности Елена Ивановна неизменно сохраняла торжественность. «Не многие понимают силу такого щита. Посреди бушующих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо». Отмечено также Великим Учителем, что жила она приказом – «подвиг и мужество. Оба понятия должны быть воспитаны через утверждение примеров героев». Потому и знала она понятие победы.

Познав сущность обновления, неустанно Елена Ивановна расширяла, углубляла и утончала сознание. «Редко кто умеет радоваться обновлению сознания. Большинство страшится малейшего намека на обновление. Окружающие помогают омрачить каждый просвет обновления ... обновление является как бы пробным камнем, на нём можно испытывать, способен ли человек совершенствоваться? ...Не нужно полагать, что нечто недвижное, ибо все движется и развивается... Только таким убеждением можно радостно вступить в Мир Надземный...» «Урусвати знает, что четыре осознания преобразят земную жизнь: осознание прошлого, осознание дальних миров, осознание тонкого мира, осознание Иерархии». Потому она всегда восставала против любых предрассудков и невежественных ограничений, хорошо зная, как с каждым поколением изменяются миросозерцание, обычаи и даже язык. Только «зоркий глаз усмотрит, как волнуется вещество жизни.»

В силу своего выдающегося духовного развития Елена Ивановна получила возможность помнить многие смены своей долгой жизни. Эти воспоминания, благодаря устремлённости Елены Ивановны в будущее, в Беспредельность, не отягощали её, а лишь обогащали сознание. Но такое «Правильное отношение к прежним жизням очень редко. Обычно они не вдохновляют к будущему, но приковывают к пережиткам. Потому лишь редко можно дать людям знание их прошлой жизни. Многое не вмещается в современное сознание. Люди совершенно не могут понять почему знатные воплощения чередуются с трудовыми. Мираж царя или властительницы мешает разглядеть, какие совершенствования ещё надлежат. Земное мышление не понимает, насколько трудовое воплощение может повысить сознание превыше всех владык мира. Тем ценнее, когда в земном состоянии уже зреет понимание восхождения духа.

«Урусвати помнит многие встречи. Чувство, порожденное ими, живо через тысячелетия. Такая память чувства может образовать расширенное сознание». «Помнила Урусвати и свои встречи с Христом, и жива была в ней радость об Элладе...»

Познала Елена Ивановна и полеты к Дальним Мирам, но это не медиумистические порхания в грязи астрала, порожденные безответственным эгоистическим чувством самоутверждения. Вне самости изучала она мир Надземный. Много внутренней работы предшествовало таким полетам, ибо «Нелегко войти свободно в Тонкий Мир, чтобы без страха наблюдать и поучаться...». Приходилось ей встречаться и с поддельными учителями и последователями их, неприятные встречи, но и их приходилось знать, чтобы научиться зоркости, осторожности, а также умению распознавать различные типы бытия.

Достижения Елены Ивановны были таковы, что могла она видеть слои Тонкого Мира, находясь не в тонком теле, а в обычном земном, при полном бодрствовании. Это помогло ей чувствовать соотношение Миров и с максимальной отдачей участвовать в земной и надземной работе. Сказано в Учении: «Урусвати издавна привлекала к себе Мир Надземный. Каким же напряжением достигается такое сближение? Не помогут слезы и хвалы, если сердце закрыто. Древний псалом мудро восклицает: «Открыто сердце моё», – сказавший так знал главный магнит». Именно, открытое сердце Елены Ивановны и явилось её победой над земными ограничениями.

«Урусвати сама открыла врата Йоги; от раннего детства запечатлены видения и сны. Обычно дети не обращают внимания на такие проявления или начинают пугаться и тем пресекают связь с Надземным Миром. Но природа йогическая собирает в сознание все принятые психические посылки». Потому и сказал Наивысший, что Елена Ивановна в совершенстве освоила Ментальную Йогу, или Агни Йогу. Ведь именно мысль, как Огонь, заложена в основании Огненной Йоги. Елена Ивановна приучила себя быть сознательной во всем. Отсюда и её предвидения и предчувствия. Она познала, что именно чистые мысли и есть лучшее обережение вселенской гармонии. И потом она знала, что чистая мысль очищает ауру, даёт свет лучезарный и является лучшей защитой от нападения тёмных сущностей. Ведь каждая мысль является своеобразным магнитом и привлекает к себе подобное. «Человек не имеет права порождать хаос и производить ущерб проявленному... каждая чистая мысль есть зарождение добра и каждая темная есть колыбель зла...

Мыслитель предупреждал: «Пока не приобретёте знания, до тех пор пребудете в безнравственности».

Истинно, даром познания владела Елена Ивановна. И основой такого дара было её Надземное Сотрудничество. «Человек не может утончать восприятия лишь посредством земного рассудка.. Нужно признать Высшее Руководительство».

«Урусвати прекрасно образовала себя в музыкальности. Это качество проявляется как следствие многих работ в жизни. По завету Платона, музыкальность следует рассматривать не в узком понимании, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. Ей дано было слышать неописуемую прекрасную музыку сфер, состоящую из гармонии ритма. А именно гармония ритма в конечном счете и «несет человечеству вдохновение». Не раз её пение и игра на особых музыкальных инструментах Твердыни служили «умиротворению мира». И тогда «даже служители тьмы отступали перед гармонией пения». В гармонии не будет раздражения, злорадство не может существовать там, где дух возвышается.

В образовании и утончении себя Елена Ивановна достигла той степени культурности, которая называется духовным аристократизмом. Основы её культурности закладывались прошлыми воплощениями. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте, каждое из этих качеств рождались лишь упорным устремлением.

Пройдя через мучительную огненную трансмутацию центров, Елена Ивановна достигла состояния разрежения плотного тела. «Разрежение плотного физического тела нужно понимать тоже с духовной точки зрения, ибо, пребывая в плотном теле, все же нужно не уявить плотность. Агни Йог, который прошёл через огненное крещение и огненную трансмутацию, не пребывает больше в плотном теле. Ибо, когда тело пропускает огненные токи, вся его сущность меняется. Основание опыта огненной трансмутации центров есть это разрежение. Конечно, только тонкому доступно тонкое... почтим великую Матерь Агни Йоги».

Таким образом изменилась вся психология существования Елены Ивановны. «Вы уже можете понять отсутствие скуки, хотя бы пришлось оказаться в неприступных пещерах. Вы уже знаете отсутствие страха, даже находясь в первых рядах Армагеддона. Вы уже знаете терпение, даже среди мировой бури. Так уже многие качества входят в вашу жизнь и несут с собою ряд накоплений неразрушимых. Это и есть начало истинного богатства».

 Знавшие Елену Ивановну отмечали простоту её натуры – гармония всегда выражает себя через простоту, – так и сложнейший духовный мир Елены Ивановны выразил себя через простоту, как пламя всегда стремится вверх. Именно её простота синтезировала в себе сущность правдивости, искренности, вдохновения, сущность снисхождения к низшим, основанную на сердечном сострадании; сущность незыблемой веры, которая была далека от веры слепой и основывалась исключительно на знании, причем знании сердечном, укрепленном накоплениями надземными. В простоте Елены Ивановны отразилась сущность её огненного устремления к Служению, сущность дружелюбия – именно, как врач подходила Елена Ивановна к людям. Любовь и сострадание к людям легли в основу её простоты. Только не было здесь кривды, лжи, малодушия, тщеславия, зависти, страха. Мужество было щитом Елены Ивановны. «Воительница, ты сковала прочно своё мужество!» – сказал ей Наивысший. Её самоотверженное сердце вместило в себя всю боль мира.

Истинно, молнией духа творила Елена Ивановна, насыщая пространство огненными энергиями разряжения и очищения. «Кто же явит огонь очищения? Лишь Сотрудник Космических Сил, лишь Сотрудник Сил Света. Тебе, Сотрудница Космических Сил, Спутница Сил Света, Я завещаю молнию духа. Тебе явлено право творить Космическим Мечом. Тебе дано Огненное Сердце – да будет Свет молнии Красоты – да, да, да! Я сказал».

И как высшее определение степени Красоты и Самопожертвованности и огненного Подвига Елены Ивановны утвердил Наивысший меру её жизни и сущности: «Водительница под Звездою Матери Мира».

 

 

Hosted by uCoz