П И С Ь М А

Письма Елены Ивановны – одно из удивительнейших явлений в истории мировой культуры. Истинно, это кладезь мудрости, это ключ к Учению «Агни Йога». Живые, стремительные, ясные, и в простоте своей прекрасные и динамичные, они касаются буквально всех сторон жизни: это и материнские наставления, это и нежная и суровая в то же время помощь старшего ДРУГА. Поистине, они являются подлинной энциклопедией самых сокровенных и самых насущных знаний, и их тоже с полным правом можно и должно считать необходимой составной частью Учения Жизни, как самый бережный, самый сердечный и умный комментарий на те или иные положения Учения. Чрезвычайно скупо Елена Ивановна говорит о себе, гораздо больше о ней сообщает сам характер писем, их содержание, манера изложения, стиль – все выдает огненную натуру, пламенное и любящее сердце, мужество духа, космическую глубину и ширину сознания; перед нами воочию встает Посланник Белого Братства в трудах каждого дня, в болях и радостях, заботах и огорчениях, во всей беспредельной преданности Иерархии Сил Света, Великому Служению Эволюции и Великому Учителю. Елену Ивановну по её письмам можно представить себе как искрометный юный радующийся жизни дух и в то же время как дух выдающейся зрелой мудрости. И когда знаешь факты её внешней биографии, то ещё больше убеждаешься, насколько каждая строка её писем выстрадана ею и подтверждена высоким Общением с Иерархией Сил Света и Великим Учителем. Все в её письмах – Истинно, Красиво и Живительно.

Письма Елены Ивановны примечательны тем, что они как бы представляют советы на каждый день. Достаточно открыть и прочесть любое письмо и наложить его содержание на каждый истекший день, то обязательно найдется к какому-нибудь случаю настоятельно-необходимый доброжелательный совет – в этом одна из удивительных тайн писем Елены Ивановны. И ещё одно неизъяснимое очарование писем – они как бы обращаются только к тебе, лично, сокровенно, как будто бы и нет разделяющих десятков лет между автором и современным читателем, – они только твои, лично тебе написанные, как будто бы оттуда, из прошлого, Елена Ивановна светлым лучом своего пламенного и щедрого на отдачу сердца достает до самых глубин твоей сущности, обнажает их перед тобой и, нисколько не укоряя, не вызывая чувства самостной обиды, нежно врачует тебя, незаметно вкладывая частицу своего любящего сердца и самого пламенного духа в твое существо, с каждым разом снимая ещё один слой грубости, самости, раздражительности, нетерпимости, невежества, отворяя силы твоей души и сердца для участия в деле Общего Блага, в служении эволюции и наполняя тебя трепетной и такой нужной радостью бытию, осознанием твоей нужности для окружающей жизни, несмотря на все твои промахи и неудачи.

Письма Елены Ивановны – это письма АГНИ ЙОГА, за ними и в них – мировоззрение автора. И не случайно, например, что её письма полны выдержек из Учения, особенно в ранний период: идёт освоение Еленой Ивановной мудрости Учения, да и сами её первые письма преимущественно кратки, Каждую свою мысль Елена Ивановна подкрепляет ссылками на тот или иной параграф Учения. Уже первое письмо Елены Ивановны, открывающее двухтомник писем, поражает своей особенной окрылённостью, полётом, устремлённостью, истинно молодым задором, верой в жизнь, утверждением красоты и смысла мироздания и человека. В этом первом письме уже намечен весь комплекс задач, которые необходимо решать каждому человеку: открыть сознание, расширить его, развить свою мысль, ибо мысль венец мироздания и основа человеческого существования. Здесь звучит вдохновенный и мощный призыв творить мыслью, словом и действием: «Мои молодые друзья! наполняйте сокровищницу духа вашего, вбирайте все звуки, все краски, все ритмы из неиссякаемого источника Пространства. Тончайшие вибрации эти, воспринятые сознательно, утончат ваше восприятие, утончат вашу мысль. Утончение восприятия мысли даст вам возможность проникнуть к тайникам Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному бесконечному восхождению.

Друзья мои, трудитесь в напряжении всех сил, ибо лишь на пределе напряжения приходят новые возможности. Законы же во всем одинаковы, и мы знаем, что новые энергии рождаются на пределе сильнейших напряжений. Потому повышение деятельности и обострение сил дадут вам достижение красоты.

И прошу вас, не устрашитесь трудностей, явите готовность пройти все препятствия, ибо каждое преодоление ведёт к укреплению высшему и будущей победе. Полюбите трудности и, сказав – «благословенны препятствия, ибо ими растём», мужественно, окрыленные духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни, устремляйтесь в зовущую вас Беспредельность достижений. Беспредельность познаний, Беспредельность строительства, Беспредельность красоты!

Мои молодые друзья, услышите зов творческой Беспредельности!»

Елена Ивановна долго не соглашалась на публикацию своих писем, написанных, истинно, кровью её сердца, ибо знала, насколько враждебно они могут быть встречены многими невежественными людьми. Она так объясняла причины, почему и зачем пишет письма: «Дорогие друзья! Знаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины, не нравятся многим, но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. Насколько умею, стараюсь я поддерживать мужество вашего духа, но делать это, преподнося сусальные видения в стиле Ледбитера я не могу. Большинство людей выявляют себя великими лицемерами, утверждая, что они хотят знать правду. Именно всегда и во всем они больше всего боятся правды.

Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов Крыжановской. Но венец Архата достигается лишь сильнейшим огромным напряжением подвига, мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страдания на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости и страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить восходу по отвесной базальтовой скале, в полном мраке, когда рука тщетно ищет выступа, за который можно бы ухватиться. Но для устремлённого духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая рука подопрет спину. Много символов тяжкого восхождения явлено во всех Учениях, так же как и неизбежное испитие полной чаши яда при завершении пути. Но, когда дух уже прикоснулся к высшим радостям, когда познал он красоту высших миров, то все трудности не пугают, а радуют, ибо они означают приближение окончания пути. Так и Иуда должен показаться, чтобы ярче подчеркнуть свет пути.

Пишу Вам это потому, что чувствую в Вас твердую основу, необходимую для истинных воинов Света. Будьте мужественны и тверды, не огорчайтесь раскрытием ликов и неизбежным одиночеством. Раскрытие ликов есть великая школа жизни, и на последней ступени должно встретить вас предательство.

Во всех учениях запечатлен символ испитая чаши яда всеми носителями Света. Красота подвига подчеркивается этими проявлениями тьмы. Удары тьмы нужны для высечения искр Света.

Будьте мужественны, будьте тверды, друзья мои! Не смущайтесь никакими чудовищами, ибо сказано: «надо учиться на примерах нападения».

Всю свою жизнь Елена Ивановна была связана с Иерархией Сил Света, всем обязана Ей, и потому большое место в её письмах занимает утверждение Иерархии: «Пишу сегодня, говоря словами Великого Учителя, о «Таинстве Иерархии». Истинно, это есть таинство, ибо оно основано на непреложном и точном законе Космического Магнита, ведущем сущее к совершенствованию. Необходимо ясно, четко и широко осознать Иерархию, как единственный путь продвижения. Мы должны понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающемуся от своего ближнего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это! Сколько времени будет потеряно на то, чтобы снова найти звучащее на призыв звено. Но это звено уже будет другим и в последовательности, в напряжении, ибо и то, другое, унеслось в ритмичном устремлении всей цепи Иерархии».

Елена Ивановна прекрасно знает, что люди воссстают против закона Иерархии и поэтому «лишь цари духа знают величие этого космического закона, но рабское большинство всегда будет восставать. Ведь утонченность духа определяется именно его почитанием высших ценностей».

Только тощий себялюбивый ум не может принять Иерархию. И потому Елена Ивановна неуклонно утверждает в сознании своих сотрудников живительное Начало Иерархии, «ибо это понятие, вмещающее в себе всю жизненную основу, эволюцию духа и все построения, все ещё недостаточно усвоено... Только принятие всем духом этого спасительного принципа даст нам расширение сознания, столь необходимое для успеха», – пишет она. – «Выполняя по мере сил своих даваемые указания, мы, прежде всего, помогаем самим себе. Ведь никогда не дается такого указания, которое было бы неприложимо или невыполнимо. Кажущаяся неприложимость его заключалась бы лишь в неприложимости малого сознания и нашей находчивости, привычке сдаваться при первом отпоре и преклонении перед мнением, часто столь ограниченного, но пошло-авторитетного обывателя, от страха – а что подумают про нас? А кто подумает-то? Пора всеми мерами изгонять этот страх. Пора утвердиться в своём достоинстве и в своих силах».

Елена Ивановна решительно утверждает, что «каждое зло в мире зарождается от противодействия Иерархии». «Будем помнить, что священно чтут Владыки Света Таинство Иерархии. Ведь Иерарх несёт «синтез чаши» и потому Он вмещает и повиновение и приказ. Не умеющий повиноваться не найдет в себе и приказа. Красота живёт в двух этих понятиях. Сознательное повиновение близко приказу».

Елена Ивановна рассматривает Служение Иерархии Сил Света, как служение Общему Благу, и только устремление к Общему Благу открывает Врата высшего знания и служения. Без Иерархии, без принятия Служения, без вмещения Учителя не пройти. И потому она убеждена, что «против светлой, несокрушимой силы Иерархии восстают лишь маленькие сознания, предатели, разъедаемые червем зависти и сомнения, гонимые страхом перед необычным Светом».

Елена Ивановна рассказывает в письмах о причинах возникновения Твердыни Белого Братства, которое было вызвано самостным восстанием Сатаны в стремлении сохранить своё царственное положение на Земле, о тяжкой борьбе, ведущейся между этими двумя Иерархиями. Она делится своими сведениями о Старших Братьях человечества, рассказывает о некоторых подробностях жизни Белого Братства, где она бывала неоднократно в тонком теле, о сущности работы Великих Учителей, о земных путях достижения Твердыни.

Понятие Иерархии для Елены Ивановны неразрывно связано с пониманием Учения Жизни, данного Наивысшим. «Сердце болит, чуя, как мало ещё поняты те сокровища, которые щедро проливает Учитель. На этих сокровищах будет воспитываться новая раса. Вдумайтесь в величие даваемого! Мне становится страшно при мысли о той ответственности, которую мы возлагаем на себя принятием этих сокровищ, и что среди нас есть такие, которые не понимают всей ценности их для человечества. И то, что дано для распределения, как самая насущная пища голодным душам, то, что должно лечь в основу новой эволюции, лежит без оценки и движения.

Почуйте зов духа моего, – продолжает Елена Ивановна, – перечтите скорей ваши сокровища, соберите все крохи и всем существом слейтесь с нами. Ведь это даст вам такое широкое и честное понимание самых сложных процессов бытия! Вмещение станет для вас единым способом понимания, и суровая радость бесконечному продвижению наполнит сердца ваши.

Сердце так жаждет вдохнуть вам радость величию и красоте бытия, раскрываемых Учением Жизни.

Приняв Иерархию, вмещайте Учение, ибо единая несокрушимая радость есть радость расширенного сознания, ею проникаем в высшее Таинство Бытия, где все наши сокровенные, самые священные устремления находят осуществление, ибо Высшая Действительность превышает человеческое воображение».

Потому Елена Ивановна отмечает: «Сколько огорчений, сколько неудач было избегнуто точным выполнением и применением Учения Жизни в каждом дне. Учение, давая нам понимание жизненного пути, понимание основ Бытия, тем самым приближает нас, при полном сознании и применении всего данного, к огненному очищению или трансмутации наших центров в высшие огни, и тем самым даёт чашу Амриты.

Лишь это огненное очищение открывает доступ к Башням. Но трансмутация эта назначается только тогда, когда дух победил самость.

Особое место в письмах Елены Ивановны занимают вопросы взаимоотношения Учителя и ученика, вопросы дисциплины или послушания, как основы служения Общему Благу и Иерархии Сил Света. Ведь для ученика с момента признания его ученичества начинается совершенно новая и тоже нелегкая жизнь, в силу страшного внутреннего и внешнего напряжения. В этом напряжении пробуждаются не только все спящие энергии его – они частично пробуждались и на подготовительном пути, но наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые по мере роста устремления и утончения всего организма, все более и более усиливаются и варьируются в качествах своих, и все они направлены к единой цели, именно, к преображению внутреннего человека и к утончению и разъединению его трёх тел для самостоятельной работы на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют, и он должен придерживаться известного режима, не выходя из жизни...

Представьте себе земного учителя и ученика, что получится, если ученик будет противиться всем опытным указаниям Учителя и будет искать свои собственные методы. Глупец, сколько сил потратит на то, чтобы дойти до синтеза Учителя! Учитель, давая ученику синтез своего накопления, тем самым даёт ему возможность сохранить драгоценное время для скорейшего и дальнейшего продвижения и индивидуального творчества. Без преемственности накоплений где была бы эволюция?»

Елена Ивановна призывает нас понять, «что каждая клеточка нашего существа должна трепетать радостью выполнения Высшей Воли, ибо лишь так мы можем учиться и расширять наше сознание. Кто точнее выполнит, тот ближе и подойдет.

Поймем, что выполнение Указов Учителя не есть подчинение своей индивидуальности чужой воле, как это утверждают легкомысленные люди, но именно, и есть наибольшее развитие чуткости и творчества, ибо в Указе Учителя всегда заложено столько причин, столько возможностей и путей выполнения. Но обычно ученик не видит и не выполняет и десятой части их.

Будем помнить, что никто не ускользнет от Всевидящего Ока, и все мы под постоянным испытанием, и кому больше дано, с того и больше взыщется. Только когда высшее понимание Иерархии войдет в жизнь, можно будет дать высшее».

Буквально со всех сторон Елена Ивановна рассматривает понятие Учителя, утверждая насущную необходимость самой крепкой связи с Ним. Она учит ответственности за Имя Учителя, и указывает, что малейший намек на умаление Учителя есть первый признак распознания врага. «Истинно, только малое сознание может тяготиться властью Гуру. Ибо, что есть власть Гуру, власть Иерарха? Власть Иерарха не есть властвование, к которому стремится все низшее. Власть Иерарха и Гуру не есть тирания. Власть эта есть высшее знание».

Елена Ивановна учит сотрудников тому, что «все слова и намеки, исходящие от Гуру, имеют глубокое значение. Каждая причина даёт следствие. Каждое указание Гуру приносит при точном исполнении благие следствия не только для дел, но и новые возможности выполнения их. Неприятием или небрежным выполнением мы часто лишаем себя незаменимых возможностей.»

«Сердцем прошу, – пишет она, – отбросьте всякое сомнение, всякую мысль об исключительности нашего приношения, каждую мысль сомнения, подозрения, слишком грозное и ответственное время перед нами». «Мало времени осталось для прижигания масла в лампадах. Поймите всю серьезность этого указания. Не успевшие приблизиться к Иерархии Света за эту жизнь могут навсегда утерять эту связь. Вы знаете, как я не люблю устрашать, как вся сущность моя стремится давать лишь радость, вы знаете о краткости сроков... найдите радость спасительным Указаниям Иерархии».

Умаление и умалчивание она рассматривает вслед за Учителем, как «вид утончённого предательства». Возвышая Учителя, мы возвышаем себя. Умаляя его, мы разрушаем себя... будем помнить, что все возможности приходят только по ЛУЧУ УЧИТЕЛЯ».

Первым условием на пути приближения к Великим Учителям Елена Ивановна ставит любовь и преданность безусловную. «Вторым условием является устремление и готовность к самопожертвованию в служении общему благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения; такой путь есть путь чёрного мага. Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце, станет второй натурой, то приложение Учения к самому себе и в жизни каждого дня будет радостью, и тогда продвижение или даже достижение сокровенной цели несомненно.»

«Восхождение ученика может быть только совместно-ведущим».

Елена Ивановна резко говорит об умалителях воли Учителя: «Умаляющий и искажающий волю Учителя разрушает себя. Умаляющий своего Гуру уподобляется человеку, пытающемуся срубить сук, на котором сам сидит. Чем больше Гуру, тем больше мы сами, но и эта простая истина с трудом вмещается в сознание людей».

Елена Ивановна указывает, что лишь пламя преданности и признательности Учителю создавало гигантов духа. «Всякое почитание Учителя доказывает понимание Учения, но ученик, тяготящийся руководством Учителя, закрывает себе доступ. Учение не отвлеченно, но даёт практичнейшие и наиболее жизненные советы».

Еще и ещё она указывает и ободряет: «Истинно преданным служению общему благу нечего бояться. Все беды всегда приключались с тепленькими, следовавшими половинчатым путём и любившими всюду полумеры. Не ошибемся, сказав, что гибель мира от полумер и непротивления злу.

МУЖЕСТВО, МУЖЕСТВО и МУЖЕСТВО – сейчас Завет всем».

Елена Ивановна учит сотрудников необходимости совершения подвига на пути Служения. «Закаляется дух на испытаниях, и сущность человека познается только через искушения... Да, каждый, вступивший на путь Служения общему благу, неизбежно подвергается всевозможным испытаниям, которые являются следствием усиленной духовной и мыслительной работы, а также и ускорением изживания им кармы. Ведь каждый мыслительный процесс нечто изменяет в нашей карме, если он направлен на благое строительство, то происходит и соответственное очищение, но очищения эти бывают болезненны. Благо, если мы сумеем полюбить трудности, ибо только личный опыт, личные переживания и страдания научают нас великому терпению и милосердию, качествам, лежащим в основании всех достижений...

...Пришёл час испытания наших сил, и малейший уклон или ослабление воли могут отнести нас на тропу бедствий... Необходимо все силы духа направить на самоусовершенствование... Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению Великому Учителю.»

Елена Ивановна говорит о необходимости «мужества пылающего сердца», «когда со всей решимостью, при полном сознании и подвиге, явленый воин знает лишь путь наступления...». И сама, одолевшая большие и малые опасности, она признается, что любит наименование «воин» и что любуется «каждым героизмом, каждым мужественным поступком», и что сама по природе «не лишена воинственности». «Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной», – пишет она.

Елена Ивановна учит радости борьбы, «как основной ноты Бытия», ибо только «через борьбу приходит мощь духа и великий дар бессмертия... Радуйтесь данному вам подвигу!» Она призывает на пути Служения «прочистить своё сознание, чтобы ничего в нём не осталось от старых привычек, ибо время не терпит, и страшно, чтобы события обогнали рост сознания нашего. Умоляю забыть старые счета и лишь думать, как лучше помочь общему делу». Она призывает не гасить сердечную устремлённость, не засорять сомнениями своего мышления, если даже не получились ожидаемые результаты, так как «мы не знаем, какой именно результат Учитель имеет в виду, и часто он даже совершенно противоречит нашему представлению». Она зовёт не устрашиться призывами к Битве, ибо что как не битва возжигает огни сердца и духа, а угасание огня духа приносит смерть души. «Вы уже получили призыв к бою и указ идти на приступ, как гонимые огнём, потому просим не медлить в проведении этого указа, ибо, истинно, огонь позади и каждая неоправданная остановка или промедление могут опалить нас. Вперед, вперёд без оглядки, ибо спасти нужно от разрушения что возможно».

В жизненном благополучии не достичь духовных вершин. «Именно, чем выше дух, тем труднее жизненный путь его».

Елена Ивановна утверждает безусловную ПОБЕДУ, но лишь при одном условии – «полное доверие до конца, до предела, до отчаяния, ибо несокрушимая тактика Адверза требует все доводить до абсурда, а затем все вражеские нападения сами сокрушаются в силу очевидной всем нелепости. Не бояться надо тьмы и тёмных, ибо «лишь при соприкосновении искры света с тьмою возможно строение».

На пути Служения крайне необходима ВЕРА, как полное осознание даваемого указания для продвижения. «Верознание делает человека гигантом силы». Уничтожая в нём сомнения, она рождает железную неуклонность, которая неминуемо приводит к цели. «Будучи ограничены физически телом, мы не в состоянии прозреть все завязывающиеся условия для проведения предуказанного. И потому, отклоняясь в силу недостатка веры от направления, указанного Учителем, или пропуская срок, мы разбиваем намеченные комбинации, в которых мы, как необходимый ингредиент, должны были принять участие в положенный срок. Вера есть величайшая мудрость и знание. Человек, лишенный веры или знания, есть флюгарка; он принимает на веру все последствия вечно меняющихся условий, которые он в слепоте своей не может предусмотреть, чтобы избежать натиска их».

Елена Ивановна заботливо предупреждает от самообольщения легкостью достижений: «Учение не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки, но суровое распятие самости и напряжённое преображение низших качеств в тончайшие огни...» «Дайте радость Учителю видеть вас горящими к новому пониманию радостного восхождения при суровой самопроверке» «...Только честное понимание и изживание своих недостатков продвинет нас на пути служения... Пусть каждый заглянет в глубину сознания своего, пусть разбудит сердце своё и даст себе суровый отчет во всех побуждениях, руководивших его поступками и немедленно приступит к исполнению всех нагромождений, ибо время не ждёт!

Учение указывает на те качества, которые при заложении новой ступени не должны более гнездиться среди сотрудников, именно – властолюбие, самомнение, себялюбие, подозрительность и легкомыслие».

Елену Ивановну радует каждый намек на движение сотрудников вперёд, и она поддерживает неустанно каждое огненное устремление: «Потому, подобно соколу, устремляйте взор вперёд и зорко следите за грядущим и всем уже происходящим в мире». «Тот понимает ответственность, кто проводит в жизнь величайшее сотрудничество».

– Гореть, гореть, гореть! – зовет Елена Ивановна. «Сейчас время «горячих» и «холодных», и все «теплые» будут исторгнуты. Исполнитесь сознания величия времени и всего данного вам!»

Ужасно огорчает её каждый отход сотрудников: «Опять с грустью убедилась, что наш поезд сошел с рельс... Неужели так ясно изложенное построение не было понято?» Причина таких отходов малодушных ей более чем явна: «Мы должны стать не выслушивающими и соглашающимися с Учением, но действующими творцами в выполнении начертаний». «Мы должны привыкнуть к постоянной битве и полюбить её. Ведь каждый атом космоса бьётся! Закрепив одну победу, мы должны быть готовы к следующей, ещё большей, ибо по мере роста сознания наши действия тоже растут, и поле битвы становится шире и ответственнее. Во всем Космосе происходит бесконечная битва, и мы все видимо-невидимо вовлечены в неё».

«Мудрость древняя говорит: «Призови срок битвы, не уклонись от препятствия».

Именно, время самое грозное на пороге. Потому необходимо неотложно трансмутировать свои энергии. Начнём с самой упорной энергии, – советует Елена Ивановна, – эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасениеем, сомнением и тому подобными укреплениями и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарности со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных, терпимостью и признательностью к справедливым указаниям и заключим доверием до конца. Вся эта трансмутация так облегчается, когда сердце горит преданностью и любовью к Позвавшему нас на строительство и Указавшему путь к Башням!

Пусть каждый распнет себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явим суровость к себе. Если кто чего-либо не доделает в порученном ему – не осуждайте друг друга. От постоянного осуждения нарастут мозоли на мозгах и тогда произойдёт расширение сознания. Каждая свободная минута должна быть употреблена на поступательное действие, на обогащение сокровищницы, на усвоение Учения, которое все ещё так мало осознано и применено.

Учитель хочет нас видеть слитыми, хочет рассматривать нас как одно сердце, один дух, один организм... Нужно осознать грозное время и не применять старые привычки! Тяжко писать это, но... пора, иначе непоправимое произойдёт... Скорбь Учителя так явна, и дух Мой знает и видит скульптуру духа сотрудников... Если дух опоздает проснуться, не ужасно ли будет его пробуждение перед запертым доступом?..

Мужественно примите все сказанное, мужественно распните себя, помня о неотложности сроков.»

Елена Ивановна учит одолевать трудности и препятствия, учит нас правильно понимать посылаемые нам жизнью испытания: «Не следует думать, что Высшие Силы посылают нам испытания. Сама жизнь богата ими. И, конечно, самые опасные испытания те, которые имеют корни в прошлых жизнях. Испытания, производимые Великими Учителями, есть наблюдения над отношением и находчивостью испытуемого ученика во всех жизненных проявлениях, и часто очень незначительны по виду, конечно, лишь в нашем ограниченном земном представлении малого и великого».

Елена Ивановна предупреждает, что «Именно физическое довольство и спокойствие опаснейшие враги наши. Ничто так не гасит внутренний огонь, как обеспеченность завтрашнего дня. Мы не знаем такого обеспечения и работаем на пределе нужды и возможностей. Но в трудную минуту, когда все силы напряжены и находчивость явлена, приходит и помощь, но по закону всегда в последний час. Все жизненные тяготы необходимы для роста духа...

Самое худшее в представлении людском иногда является нашим спасением и ступенью к новым возможностям. Истинно, если суждение наше бескорыстно, то волос не упадет с головы нашей без ведома Великого Учителя. Бескорыстное служение, сердечная преданность и сознательность ткут прочную нить, по которой все нужное приходит. ...Если мы служим Свету, то самая губительная волна может лишь вознести нас».

Потому Елена Ивановна воздает хвалу врагам, «ибо никто, как враги вызывают наружу все наши скрытые свойства и качества, причем их называют «христовыми прижигателями», ибо в старину многие болезни излечивались прижиганием».

Не терпя безвольных нытиков, Елена Ивановна больше всего ценит самодеятельных людей, «взявших карму в свои руки и в честных исканиях дошедших до освобождения от всего навязанного, всяких догм и предвзятых суждений». «Время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать. Нужно собрать всё стремящееся; все сильное в постоянстве и мужестве своём. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять МЕЧ за СВЕТ и Общее Благо. Так все святые, или Бодхисаттвы Тибета, всегда изображались с мечом, символом бесстрашия и мужества духа. Так, если опасаться, тому лучше отойти, ибо, истинно, не выдержит он Огня Нового Мира. Учение не для слабых и устрашающихся. Грядет возрождение духа и новое понимание Бытия, осиянного всей радугой Красоты Беспредельной».

И как истинному последователю Учения «Агни Йога», Елене Ивановне радостно получать вражеские стрелы. «Так сейчас обнаружилось предательство, – пишет она, – где я меньше всего должна была ожидать, сердце моё было ранено, но уже в глубине подымается радость бойца, радость сразиться за истину и, превыше всего, радость ещё одному освобождению».

Истинно, действием живёт Елена Ивановна и к тому же призывает сотрудников: «Только действие оградит нас от губительной майи. Ведь каждый из нас знает, как часто мы боимся начать действовать, ибо Майя сплела уже свою пряжу всяких страхов и предубеждений. Но если мы находили мужество и, наперекор очевидности, проявляли действие, то все страхи оказывались именно миражом... лишь смелым Бог владеет». «Одно маленькое полезное действие выше многих прекрасных слов». «Именно отсутствие самодеятельности есть камень преткновения для очень и очень многих».

«Много Сизифов, катящих камни своего малодушия и сомнения!»

Елена Ивановна все время подчёркивает, что необходимо устремление в его высшем напряжении. Именно, надо устремляться к самому большому, «ибо назначивший себе малый круг называется обречённым». Нужно выработать в себе сознание, «обнимающее мир в широких действиях», только лишь в таком случае возможно стать сотрудником Сил Света. Помните, что все возможности носятся вокруг нас, но только когда сознание уловит их, они примут форму. Каждая мысль рождается из соприкосновения с резервуаром пространства, подумайте, сколько непримененных мыслей носится в высших слоях пространства! Попытайтесь уловить их, утончив свои восприятия! Ведь в этом заключается космическое сотрудничество, но для этого нужно возжечь свои внутренние огни.

Нет радости выше радости росту сознания! В волнах сознания лежит вся радость Бытия».

Много внимания Елена Ивановна уделяет объяснению значения Мысли, расширения сознания: может быть только один путь, расширения сознания: «очищение от губительных маленьких мыслей, от обычности, от стандарта. Одна маленькая мысль может отбросить гиганта в пропасть. Маленькие мысли – достояние рабов. Будьте царями духа и раздвигайте пределы мышления вашего до размаха планетарного! Помните, что тонкие организмы не выносят атмосферу маленьких мыслей, им душно от них. Потому оставьте все осуждения и в каждом ищите лучшее. Будьте царями духа!»

Лейтмотив писем Елены Ивановны – это непримиримая борьба с невежеством. Она определяет причины невежества, так фатально сопровождающего человечество на его историческом пути – они заключаются в том, что «разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом... Все твердят о различных свободах, но самые противоположные лагеря боятся одного и того же зверя – свободы мысли!».

Елена Ивановна пишет: «Как хотелось бы мне закалить вас в мужественном терпении и бесстрашии и находчивости. Всюду и везде побеждает лишь мысль, лишь большое сознание, потому расширяйте всемерно ваши сознания, впитывая всем существом каждую строку Учения. Глубокое, разностороннее сознание и приложение Заветов Учения в жизни дадут вам ключ ко всему, ибо будете иметь синтез».

Елена Ивановна зовёт неустанно учиться день и ночь, освобождаться от мелких личных обид. Она радуется каждому пониманию сотрудниками важности значения Указаний и Сроков и сердечно благодарна за всякое духовное ускорение. Ибо она, как никто, понимает, что все запаздывающие, все задерживающиеся стоят на низшей ступени сознания. Но насилия в совершенствовании она решительно не признает. К чему постники, вздыхающие при виде запретной пищи или только думающие о принесенных им жертвах и трудах?! Она утверждает свободное, радостное самоосвобождение! Это освобождение дается только лишь «осознанием в сердце или духе. Человек, в духе освободившийся от всех привязанностей к земным благам, не будет останавливать своего внимания на них, ибо все так называемые отречения и отказы станут в нём естественными, потому легкими и простыми для него. Вот этой-то радостной ответственности и нужно достичь, ибо там, где живёт хотя бы малюсенькое сожаление или тень осуждения в этом других, все усилия останутся бесплодными. Не запрещением ученики должны бороться против этих привязанностей, но развитием сердца и широкой мудростью преподанной в Учении Новой Жизни».

Елена Ивановна решительно отвергает всякие искусственные приемы в достижении духовного освобождения, только естественным может быть путь достижений: «Всё, достигнутое внутренним духовным развитием, утеряно быть не может». «Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут Вам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзий её накопляем мы чашу Амриты». Для неё жизнь на Земле равнозначна подвигу самоотвержения и деяния, и потому «мы должны искренне делать то, что можем на общую пользу». И она указывает, что «ключ ко всем достижениям лежит в бескорыстной любви к каждой работе, к каждому труду, выполняемому нами». Именно «жизнь есть лучший учитель и без жизни ничему нельзя научиться, но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась бы и растянулась на бесконечные века. Потому для ускорения так необходимы, именно, книги Учения, в которых собраны в сжатых формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответы на самые сложные вопросы жизни, освещенные со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки». И потому наше сознание может расти и утончаться лишь на находчивом и творческом применении Указов Учения в жизни. И всякое очищение она приравнивает к Великому Служению.

Из таких очищений  наиважнейшее – очищение Истины. Ведь все бедствия человечества из-за неправильных убеждений и верований. Потому «всем издевающимся над великими Истинами мы можем ещё раз сказать: не вы ли распяли Христа? Не вы ли глумились над Ним, когда Он страдал на кресте? Не вы ли сжигали и терзали Его последователей? Не вы ли замучали десятки тысяч лучших умов, несших вам свет знания? Не вы ли остановили эволюцию человеческой мысли и тем ввергли человечество в безумие самоистребления? Не о вас ли сказано: «Вы изменили свои одежды, но по одеяниям мы узнаем вас».

И потому Елена Ивановна утверждает: «Геройство нужно везде, где Истина».

Почему же столько зла и несправедливости кругом? Дело в том, что в отличие от светлых и светленьких, тёмные силы идут сплоченными рядами. Именно в отсутствии единения – корень бед всех светлых построений. И поэтому Елена Ивановна многократно обращается к сотрудникам с призывом о ЕДИНЕНИИ. Она терпеливо разъясняет ученикам сущность единения, рассматривая его в применении к Иерархии, к Учителю, и, наконец, в свете космического творчества, где из всех импульсов самым мощным является единение или объединение, – в нём заложены все явления жизни, на нём творится жизненная комбинация. Истинно, вопрос единения приносит Елене Ивановне физическую и духовную боль. Всякое разъединение в рядах сотрудников ужасающе действует на неё: «Последнее время нахожусь под страшным давлением тоски, чуя, как основа гниёт. Возможно ли, что сердца некоторых сотрудников настолько ожесточились и сознание так затемнилось, что они не видят той пропасти, к которой они идут? Неужели не будет осознано опаснейшее время и не будет прекращено каждое служение тьме? Не сказано ли, что «каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме? Страшный нож не за поясом, а на конце языка...» «Что же можно строить на ауре раздражения, обиды и недружелюбия?.. Пора устыдиться детского возраста и понять, что, не следуя Указаниям, мы поступаем не лучше предателей... сердце моё обливается слезами, видя, какие затруднения вы продолжаете упорно воздвигать на своём пути. Постарайтесь представить себе, что станет с вами, если Учение перестанет вести вас? Куда обернетесь? Кто услышит и поможет вам в горе? Кто укажет выход из тяжелого положения?

Мне так больно писать обвинительные письма вместо того, чтобы делиться радостными вестями о растущем духе сотрудников и развивающейся деятельности групп!

Мучительно сознавать, что ценнейшая энергия уходит на тушение внутренних пожаров и на штопание дыр; как все обращения сводятся к толчению воды в ступе, и это во время неслыханного натиска тёмных сил, когда нужно развивать максимум энергии и внутренней устойчивости, чтобы не утратить ни одной из уже завоеванных позиций! С тоской обращается к вам сердце моё, помогите мне, найдите мужество терпения и миротворчества! «Миротворцы Сынами Божьими назовутся». Облегчите хоть немного страшную заботу и печаль. Должно быть, именно я не сумела достаточно объединить вас, не сумела внушить любовь к Великому Сердцу и устремление к подвигу. Не сумела личным примером показать приложение Учения к жизни и, главное, не сумела зажечь в сердцах Ваших устремление к самосовершенствованию и пониманию огромной ответственности, принятой на себя приближением к Учению и Служению Общему Благу.

Помогите мне в моей ответственности за всех Вас! Сердце моё взывает к каждому из Вас. Помогите!»

Это самое отчаянное письмо Елены Ивановны.

«И опасность страшная в том, что вместо устремления всего сознания на главное, чем все держится, на культурное строительство, мы привыкнем заниматься мелкими раздорами, ущемлениями друг друга, и отяготимся обидами и завистью. Возможно ли при таком состоянии духа рассчитывать на успех?!»

Елена Ивановна утверждает ЕДИНЕНИЕ, как ЕДИНОЕ СПАСЕНИЕ. «Единение сейчас приказ Битвы... Шлю мольбу моего сердца, помните о ЕДИНЕНИИ. Сердце болит о каждом из Вас...».

Елена Ивановна разъясняет, что единение должно сперва зародиться в ДУХЕ, что оно доступно лишь духу культурному. «Сотрудничество с людьми есть наитруднейшее искусство. Приходится считаться со многими особенностями, часто граничащими даже с идиосинкразиями». Она объясняет, что духовное единение допускает множество самых разнообразных ступеней сознания, но исключает навязывание своей. «В основу всего должен быть положен пример Природы, всё в себе вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства...» Конечно, такое единение «не может совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического Начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознаванию».

Для Елены Ивановны преданность и духовность – неразделимые понятия. «Именно, преданные спасены будут. И потому так нужно решить бесповоротно, кому служим мы – Силам Света, во всей всеобъемлемости Их, или же силам тьмы и примыкающему к ним узкому сектантству? Теплого, срединного пути нет там, где разит Меч Света». «Будем стоять в единении, вырастем и духом, и сердцем и переживем все трудности».

Тяжкое время. Елена Ивановна неизменно ободряет сотрудников, ибо такое время – «для сильного духа самый скорый путь. Научимся радоваться всем трудностям». И все сотрудники, такие разные, все близки ей, всех хочется иметь ей вокруг себя, «каждому шепнуть ласковое, ободряющее слово и превыше всего расти, расти со всеми Вами в радости понимания Учения беспредельного». И в каждом письме она шлет всю любовь и поддержку. Благожелательное сотрудничество заповедует она сотрудникам, ибо «чем невежественнее человек или народ, тем меньше сотрудничества в нем».

«Если кто сумеет отогнать тень, нашептывающую раздражение, обидчивость и легкомысленное отложение сроков и т.д., он продвинется гигантскими шагами... Ведь больше всего задерживает нас на пути обидчивость, она лишает всякого устремления и чудесные возможности уплывают, пока мы заняты переживанием, в большинстве случаев, воображаемых или самозванных обид...

Себялюбивый эгоист осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Счастье в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, всё счастье придет. Потому учитесь любить, привыкайте любить все прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному! Будьте ласковы и вежливы с подчиненными Вам, ибо это есть привилегия украшения Царя Духа.»

«Огнём сердца старайтесь вызывать лучшие чувства сотрудников. Торопитесь научиться любить и ценить друг друга.»

В письмах Елены Ивановны – масса наинужнейших советов. Из них можно при желании составить целую книгу, которая будет представлять безусловную ценность. Так, она учит относиться к людям с врачебной целью – «ближе всего подойдете к цели». Сотрудники же «должны избегать взаимного подрывания перед служащими и посторонними. Этот подрыв уважения делается в мелочах, острыми словечками, кривыми улыбочками и т.д. Даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга».

«Теперь общий совет один. Применяя эти советы, следует помнить завет Учителя – «суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит». «Развивайте поверх всего чувства справедливости и соизмеримости. Оба эти качества измеряются сердцем...»

Елена Ивановна советует отмечать свои наихудшие свойства и немедленно приступать к искоренению их. Пусть сначала борются с одной привычкой, ибо не так-то легко наблюдать за собою. Очень полезно следить за качеством мыслей и не допускать злобных, мелких и вообще ничтожных. Очищение сознания есть первая ступень. Затем можно посоветовать заняться дисциплиною мысли, учиться продолжительно думать об одном предмете, не отвлекаясь от него. Хорошо, если кто сможет сосредоточиться на Облике Учителя».

Сейчас, когда горячие головы налево и направо вербуют сторонников Учения «Агни Йоги», как никогда актуален совет Елены Ивановны: «Не миссионерствуйте, не зазывайте, но встречайте сердечно, искренне ищущие души. Каждое навязывание принесёт лишь величайший вред».

СОВЕТ: «При каждой работе мысленно помнить о послании её на пользу Света. Также и при каждой вражеской стреле нужно сознавать, что принят этот удар во имя Великой Битвы».

СОВЕТ: «Примите также совет не вступать ни в какие споры с отжившими сознаниями, ибо они безнадежны. Завет, данный нам, – никого не зазывать, никому ничего не навязывать, ибо лишь готовый дух может воспринять расширенное понятие всех жизненных проблем».

СОВЕТ: «В особо тяжкие дни сравните себя с миллионами несчастных и обретете покой».

СОВЕТ: «Разочаровывать людей или разбивать их точку зрения возможно, лишь применяя большую осторожность. Бережными касаниями, бросая отдельные искры новой мысли, можно постепенно расширить сознание, но сразу ломать опасно».

СОВЕТ: «Умейте в самые трудные дни находить радость в труде и бесконечном познавании».

СОВЕТ: «Если Вам надо отразить темное нападение, то следует сосредоточиться лишь на отражении его, избрав краткую формулу – не тронь!» И как мне потом сказал Вел.Вл., именно эта формула употреблялась древними иерофантами Египта для отражения вражеских нападений, как заключающая в себе наименьшее следствие».

СОВЕТ: «Каждый вечер произносить вслух молитву сердца Владыке, стараясь произносить её с возрастающим сердечным огнём. Пусть слова будут одни и те же, пока не будут выливаться совершенно свободно. В огненном единении может произойти и великое целение».

Письма Елены Ивановны, как и само Учение «Агни Йога», касаются буквально всех сторон жизни. Большую ценность имеют её размышления о культуре и искусстве, о проблемах воспитания. Нам известно высказывание Николая Константиновича о том, что под каждым его произведением должна стоять и подпись Елены Ивановны. Так Елена Ивановна всегда будет говорить об общечеловеческих понятиях культуры, о воспитании красотой, произведениями искусства, о значении народного творчества. Примечательно, что роль творчества Елена Ивановна оценивает и с точки зрения надземной деятельности человеческого духа – ведь искусство развивает мощь воображения, столь необходимого для продвижения во всех областях жизни. А в Тонком Мире «воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель». Искусство для неё «есть искание и выражение совершенства во всем. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своём, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве новых сочетаний.

«Именно, искусство должно служить возвышению сознания человечества. Но ставить ему какое-либо ограничение и способы выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его».

И служение Культуре, как Служение Высшему, для Елены Ивановны связано, прежде всего, с требованием качества, высшего качества работы.

Письма Елены Ивановны драгоценны для нас ещё и тем, что, помимо мировоззрения Елены Ивановны, они выразительно передают весь неповторимый характер автора посланий, все её горение, устремление, все её боли, заботы и тревоги, вводят нас непосредственно в прекрасный душевный мир её. Правда, и здесь Елена Ивановна верна своим принципам: как не любила она фотографироваться или каким-то образом афишировать свою деятельность, так и здесь она столь же скупо, предельно скупо, сообщает о себе, и эта скромность в отношении – себя только еще больше привлекает к ней. И, читая её оговорки о себе, мы ещё больше убеждаемся, насколько глубоко Елена Ивановна претворила в себе огненную суть Учения Жизни, именно, не из тёплого, а из зажжённого пламенным устремлением Великого Служения рождались строки её писем.

Как истинно сильный дух, Елена Ивановна, по её признанию, во всем любила ясность: «Я всегда предпочитаю называть вещи своими именами и не люблю сусальных выражений». И потому она могла быть достаточно резка, говоря о предателях и проходимцах: «Прочла пересланные наглые и невежественные вопросы того германо-японского агента и, конечно, на такую невежественность отвечать не собираюсь». Гонителей Перикла величает «идиотами». Может столь же сурово отозваться о современниках: «Истинно, большинство наших современников все еще переодетые дикари вчерашнего дня, страшащиеся и издевающиеся над всем непонятным и недоступным. На многих, приобщившихся к современному просвещению, это просвещение висит как галстук, повязанный дикарем на голую шею, или как европейский сюртук, одетый без его продолжения... Согласитесь, если бы это было не так, то не могли бы цивилизованные дикари думать, что они оскорбляют Вас, называя буддистом, оккультистом и пр.

Резко называет клеветников Николая Константиновича «шайкой человеческих отбросов».

Читает доклад одной из групп шатунов: «По прочтении докладов от этой группы я ощутила физическую тошноту».

Нелестно оценивает невежд: «Они считают Учение мёртвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении». И потому её забота всеми силами духа утверждать, что «книги Учения следует понимать так, как они написаны».

Елена Ивановна решительно не признает в людях самомнительности, самонадеянности, которые являются «наибольшим камнем преткновения в духовном продвижении. Восстаёт всем духом против роскоши и её неотъемлемого спутника – пошлости: «Червь пошлости опасен, именно, своею ничтожностью, легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань». Столь же неприятны для неё теплота, безразличие и лень – они «наши самые страшные палачи. Они пожиратели психической энергии, которая одна делает нас сознательными и бессмертными. Изжить пороки в Тонком Мире невозможно, они должны быть изжиты на Земле, ибо лишь на Земле мы можем преобразить или трансмутировать наши энергии в более высокие проявления их».

Предательство для неё – это самое грубое невежество, «при котором никакое утонченное восприятие или познавание невозможно».

Она хорошо знает, как темные подкупают через лесть, и потому зовет воспитать в себе гордость и независимость царя духа, презирающего всякую лесть! Ничто так не унижает и не губит человека, как звучание на лесть. Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб».

Не признаёт Елена Ивановна и чувства мести, ибо «первое основание каждого светлого Учения есть искоренение всякой возможности чувства мести. Указанное в них сопротивление злу предполагает защиту общего блага, тогда как в основе чувства мести лежит чувство личное... а ...самость есть корень всех бедствий».

Многие её мысли в письмах похожи на афоризмы: «Жизнь бессмысленна без подвига». «Кто хочет лёгкой жизни – тот лучше не живи». «Кто полагает ценность свою в плотном мире, тот нищ в Мире Высшем».

Неприятное для всё растущих краснобаев, паразитирующих на Учении: «Я не обладаю даром слова и еще совсем недавно очень жалела об этом. Но теперь отношусь благодушно, ибо убедилась, насколько красноречивые лекторы говорят о том, что совершенно не продумано или увлекаются лишь построением своей речи. Нет, краснобаи не нужны, нужен лишь внутренний огонь».

В 1935 году делу Рерихов был нанесен страшный удар предательством семьи Хоршей в Америке. Как же реагирует на это Елена Ивановна?

«Честолюбие и корыстолюбие – страшные бичи, низвергающие в бездну гигантов. Так мы испиваем чашу яда, преподнесенную руками ближайших сотрудников, но, несмотря на это, бодрость и мужество живут в сердцах наших! Ибо какой же подвиг без предательства? Символ Иуды вечен, потому даже радость вспыхивает в сердце. Мы знаем, что с нами Великое Ручательство всей Твердыни Света, с нами все знаки Их доверия и Непобедимый Щит Вл.М. Один из титулов Вл.Майтрейи именно Непобедимый.

Рано или поздно каждый носитель света должен встретить своего Иуду или Девадату в современном их облике. Какой же подвиг без предателя?»

«При единении, при бесстрашии, при полном доверии к Руке Ведущей мы одолеем все козни врагов. Знаем, что предатели будут испепелены, ибо зло должно быть уничтожено, слишком много его сейчас.»

Предательство для Елены Ивановны – очередная трудность, а трудности просто необходимы на пути к Свету, ибо «на чем ином мы можем закалить дух, испробовать все способности свои и приобрести великий опыт венца завершения?»

Письма убедительно показывают, насколько Елена Ивановна заботливо относилась ко всем вопросам сотрудников, насколько глубоко, заинтересованно вникала во всю их общественную и личную жизнь; ей решительно все дорого в сотрудниках, она дорожит каждым из них. Радостно ей было отвечать на письма, которые касались Учения, и тяжко, когда приходили письма сугубо личностные, преисполненные обид, жалоб и подозрений, и на такие письма Елена Ивановна должна была отвечать тактично, врачебно, целительно, чтобы направить людей на выбор правильного решения.

Многократно можно встретить в письмах Елены Ивановны следующие обращения к сотрудникам: «С нетерпением ожидаем от Вас всех подробностей Ваших решений и готова отвечать с помощью Высшего Руководства на многие вопросы...»

«Не бойтесь обременять меня перепиской, ибо дело Великого Учителя должно процветать. Потому примите и будьте хранителями той Сокровищницы Мудрости, которая все время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников. Моё сердце жаждет делиться полученными жемчужинами, тем более что время так кратко...

Шлю призыв к напряжению всех сил, ибо лишь из напряжения рождается мощь и Красота.»

Настоящее мучение испытывает Елена Ивановна от того, что нельзя поделиться всем сокровенным, что ей известно: «Моё сердце стремится поделиться даваемым Сокровищем с каждым, умеющим оценить его... Самое трудное испытание для меня – жить среди людей и не доверять им. Но и через это приходится проходить».

Характерно обращение Елены Ивановны к сотрудникам: «дорогой», «родная», «родной, обнимаю всем сердцем» и т.д. Они все ей так дороги, и она пишет: Все её обращения к сотрудникам – от сердца, от духа, вызваны радостью им, заботой и великим чувством ответственности за порученное дело. И однажды Елена Ивановна даже признается, что не успеет выполнить всего порученного: «Но такая боль еще сильнее обостряет любовь и напрягает все способности к выполнению задания», и она трудится от зари до зари. Та же переписка отнимала у неё много сил, времени и её души и сердца. Она часто изнемогает от чрезмерной выдачи сил, болеет, но тем не менее терпеливо, сердечно и вдохновенно пишет свои чудесные письма, сама еще не подозревая, скольким людям они станут путеводителем в жизни, раскроют глаза и сердце на Учение Света, спасут от тлена мрака и разложения.

Истинно, каждое из её писем согрето её бессмертным духом, воодушевляющим нас при каждом сердечном прочтении писем и претворении их пламенного содержания в свою жизнь.

 

 

Hosted by uCoz