ТИБЕТСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

Путь Рерихов теперь в Монголию.

Здесь они печатают книги «Общее Благо» («Община») и «Основы буддизма». Монгольское правительство желает перевести «Основы буддизма» на монгольский язык.

Дальше экспедиции Рериха предстоит идти через Тибет, для чего требуется специальное разрешение Далай-ламы. И здесь они столкнулись с неожиданными трудностями. Дело в том, что Рерихи давно были объектом самого пристального внимания со стороны английской разведки. Ведь они так и не узаконили своего положения за рубежом, получили только лишь вид на жительство и считались гражданами СССР. Да и к тому же, как выяснила английская разведка, Н.К.Рерих ещё в 1924 году встречался в Берлине с советским представителем и тогда же пообещал представить в распоряжение России все материалы, которые соберет его экспедиция. Тайная слежка установила, что в Урумчи Рерихи встречались с советским посланником Быстровым, затем проследовали в Москву, где опять же были приняты чуть ли не всеми видными руководителями страны. Для англичан все более однозначным становилось, что Рерих – «агент Коминтерна», «явный большевистский эмиссар». Тогда же появилось распоряжение сорвать экспедицию, не допустить проникновения русских в находящийся под английским флагом Тибет. Исполнить эту задачу взялся опытнейший английский разведчик Бейли.

 ...Надо сказать, что Рериха в Монголии воспринимали как посланца Шамбалы. Почему? Отчасти и потому, что он подарил монгольскому правительству свою картину «Великий всадник». На ней в красном одеянии на фоне гор изображён Владыка Шамалы Ригден Джапо. Принимая дар, председатель монгольского правительства Церендорж – он был другом Сухэ-Батора и вместе с ним побывал у Ленина – заявил: «Перед тем, как вам приехать, у нас было предвестие. Было сказано: у вас будет Красный Всадник». Ныне обещанное исполнилось. Эту картину мы будем хранить в святилище.

«Вскоре после нашего приезда Рерихи принимали у себя дома военного министра Монголии. Елена Ивановна была в отличном расположении духа и предложила мне слегка мистифицировать нашего гостя. «Зина, – говорит она мне, – в недавнем воплощении ты была монголкой. Давай нарядим тебя в монгольскую одежду. Вот увидишь: гость примет тебя за свою соотечественницу». И действительно: вошел министр, увидел меня и сразу ко мне, приветствуя меня на монгольском языке. Но, конечно, по-монгольски не только я, но никто не понимал, кроме Юрия. Все переговоры велись только через него.

...В Улан-Баторе мы жили в общей сложности около месяца. Занятия Рерихов складывались следующим образом: Елена Ивановна и Николай Константинович вычитывали корректуры книг «Община» и «Основы буддизма», встречались с местными жителями, записывали с их слов легенды о Гэссэр-Хане и Майтрейе. Юрий же с утра до ночи занимался боевой подготовкой тибетско-монгольского отряда, сформированного для сопровождения экспедиции. Он обучал их воинскому строю (о котором они не имели ни малейшего представления), учил их стрелять (стрелять они умели, но не умели целиться).

Фосдик сообщает: «В спешном порядке Рерихи выехали из монгольской столицы. Их отъезд был полной неожиданностью для всех, кроме узкого круга людей, посвященных в тайну. Дело в том, что из Москвы пришёл приказ о задержании Рерихов. Предписывалось немедленно отправить их в Москву, в случае необходимости прибегнуть к силе.

Лишь восточная осмотрительность и мудрость председателя монгольского правительства – а для него Рерих был священным гостем страны – предотвратила неминуемый арест. Во-первых, он предупредил Рериха об опасности. Во-вторых, дал телеграмму в Москву, что распоряжение, к сожалению, запоздало: вот уже несколько дней как экспедиция Рерихов покинула пределы Монголии.

А Рерихи как бы очутились между двух огней. В советской зоне влияния их ждал арест, что, естественно, в корне подрывало саму возможность их эспедиции в Лхасу. Но в британской зоне влияния их тоже ждал арест, а может, кое-что и похуже. Но этого мало: английская разведка готова была пойти на физическое уничтожение Рерихов, лишь бы не допустить их в Лхасу. Жизнь их буквально висела на волоске, и то, что они уцелели в таких сверхэкстремальных условиях, может восприниматься как чудо. Однако у этого чуда есть название – Щит Учителя. Помните, что обещал Рерихам Учитель, когда они встретились в Лондоне: «Я вас замкну щитом – трудитесь».

А тем временем Рерихи долго и терпеливо ждут разрешения от тибетских властей. В дневнике Николая Константиновича встречаются загадочные фразы: «Много смятения и ожидания. Но всё-таки не отложим отъезда. Е.И. напряжённо стоит у притолоки и говорит: «Жду, когда разрешит все Тот, кто все разрешает». А тут телеграмма. Хлопочет Ж.: он много знает».

В связи с этими строками возникает много вопросов. Если Рерихи ждали, то отчего же возникло смятение? Не пришло ли из России вдогон какое-то послание местным властям вернуть экспедицию обратно? Или они узнали о препятствиях, чинимых англичанами?

Оставалось надеяться только на Учителя. И разрешение от Далай-ламы пришло. Теперь «лишь бы добраться до границы, до монастыря Юм-Бейсе», – кратко записал Рерих. Это говорит, что Рерихам нужно было уходить от какой-то опасности, наверняка связанной с последствиями их визита в Москву. Тамошним не русским правителям показалась страшной грядущая великая роль русского народа в истории человечества; не случайно, что вскоре развернулась кровавая мясорубка тридцатых годов, в которой наиболее жестоко пострадал именно русский народ. Правящим космополитам была ненавистна РУССКАЯ ИДЕЯ, .поддерживаемая Высшими Силами. И эта ненависть ко всему русскому и поныне сохраняется в недрах космополитической бюрократии, стремящейся любой ценой, по плану Князя тьмы, погубить народ русский, не дать подняться Ивану Стотысячному, завещанному Освободителю и Строителю Новой Жизни, Новой Общины.

Уезжать пришлось на автомобилях – это ещё раз подчеркивает тот факт, что это было скорее всего бегство от страшной опасности из России. И вновь караванные тропы, рев верблюдов, суета стоянок. Опять известия о разбойниках – все так привычно. Вот кто-то ночью стрелял по лагерю. Мужчинам приходилось залегать на землю с карабинами в руках. Но Елена Ивановна верит в успех экспедиции. Учитель с ней рядом, она все время ощущает Его присутствие. А тут приятное известие – этим путём сорок лет назад проходил Учитель.

Буран. Ливень. Холод пронзительный. Караван идёт.

Не так то просто было поддерживать и самоё движение каравана, взаимоотношения между людьми. Немало было безответственных и просто невежественных людей, которые пили, безобразничали, а то и дрались между собой.

Несмотря на июнь, ночи были холодные, вода замерзала. Постоянно дули порывистые, леденящие ветры. Налетали песчаные бури, проливали ливни. Доктор Рябинин отмечает у Елены Ивановны простуду, кашель, температуру. Но она каждый день неизменно бодро держалась в седле своей лошадки.

Несмотря на свои недомогания, на стоянках Елена Ивановна целыми днями работает: пишет карандашом, чернилами, бодро выстукивает на ремингтоне – пишущей машинке, готовит новые книги к печати. Полевые условия, все неудобства её не смущают.

Если позволяла погода, Елена Ивановна, много занимающаяся в своей палатке рукописями, к вечеру, когда жара спадала, гуляла возле палатки или недалеко от лагеря с Николаем Константиновичем и другими спутниками, обсуждая наиболее важные вопросы пути или проблемы мирового значения.

Многократно доктор Рябинин в дневниках отмечает, что Елена Ивановна бодра, быстро превозмогает утомление нелёгкого дорожного пути, но для Елены Ивановны вреден только зной и палящее солнце Средней Азии.

Вовсе не для собственного удовольствия путешествовали Рерихи, не затем, чтобы попасть «в мировую историю». Нет, они вновь выполняли важное задание Учителя. Вот что пишет, например, Николай Константинович: «Двадцатого июля получены указания чрезвычайного значения. Трудно выполнимые, но приближающие следствие. Никто в караване ещё не подозревает о ближайшей программе... На следующий день опять важные вести, и опять спутники не знают о них». Что это за указания, что это за вести – мы не знаем. Может быть, Рерихи предупреждались о готовящейся для них ледяной ловушке на высотах Тибета?

Трудности пути: лагерь на стоянке попал под поток. Снесло кухню, столовую и шатер Юрия.

И вот неожиданный и радостный знак Шамбалы: «Пятое августа. Нечто очень замечательное. В десять с половиной утра над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый, сверкающий на солнце шаровидный аппарат. Семеро из лагеря наблюдали это необыкновенное явление. Направление – с северо-востока на юг. Энергия А.Брат Д.К. Замечательно!».

Эти строки художника говорят о том, что Рерихи хорошо знали, что этот аппарат – Знак Шамбалы, и КТО им управляет – Брат Д.К, и на каком принципе аппарат работает – «энергия А».

Караван продвигается через пески Цейдама. Неожиданный гость появляется на стану и вносит нервность – на караван готовится нападение, надо быть готовым отразить его. «Елена Ивановна, всегда чуткая, слышит далекий лай собак... Вдруг через ущелье между холмами начинают проскакивать вооруженные всадники, скрываясь за холмом». Отбили это нападение. Но на другой день готовится новое нападение, и лишь сильная метель с громом расстроила суеверных панагов.

Рерихи все ближе продвигаются к приготовленной англичанами ловушке: в Тибете на высоте 4600 метров экспедицию поджидает полуголодное стояние на болотистой пустыне с редкими колючками растений. Жуткая тундра на высоте Гималаев. Не выдерживает и почти падает с коня Юрий. «Впереди плохо чувствует себя Елена Ивановна. Из последних сообщают, что лама Малонов упал с коня и лежит без чувств на дороге». Тибетский военный отряд преграждает дорогу экспедиции.

И вот они задержаны на высоте четырех тысяч метров. Полная неопределенность. У Елены Ивановны разболелось сердце. Из соседних палаток доносятся протяжные стоны мерзнущих в легких палатках людей. Натягивающая от реки сырость оседает на стенках палатки густеющей иссиня-белой изморозью. Температура порой опускается до двадцати градусов ниже нуля – это внутри палаток! Нередко Елене Ивановне не здоровится. Однако не личное раздражение лежит в основе недомоганий, а чувство сострадания к часто непоправимым ошибкам других людей.

Так начались «свирепые пять месяцев нашего стояния в летних палатках при морозе свыше 60 градусов Цельсия, при ураганных вихрях на высоте 15000 футов (4600 м). Оставлен с нами всегда пьяный майор и дикие оборванцы солдаты. Запрещено говорить с проходящими караванами; запрещено покупать пищу от населения. Медленно погибает караван. Каждый день у палаток новые трупы, и стаи диких псов шумно делят свою новую трапезу. Из 104 караванных животных погибает девяносто. Умерло пять человек: три монгольских ламы и два тибетца. Малонов отекает от сердечных припадков и наконец тоже умирает. Жена приставленного к нам майора заболевает воспалением лёгких и умирает. Грифы и орлы спорят со стаями собак о добыче».

Рерихи пишут Тибетским властям письма, свидетельствующие о бедственном положении Высокого Посольства. Вот текст одного из таких посланий, хорошо характеризующий всю ту дикую ситуацию, в которую попала экспедиция: см. Рябинина /стр. 343-344/.

Самое ужасное для Рерихов – это оставаться в состоянии неподвижностит и вынужденного безделья. Как свидетельствует Рябинин, «Н.К. говорит, что “сверх всех физических условий наша тягота – это насильственное безделье. Невозможно писать ни картин, ни этюдов, ибо это будет сочтено здесь за противоправительственное снятие карт или планов”; Юрий Николаевич не может заниматься своими научными работами; Е.И. теряет последние силы...»

«Среди всепроникающего жестокого холода костры кажутся жалкими и негреющими. Короткое время, от одиннадцати до часу, солнце несколько греет. Но после полудня к морозу добавляется режущий вихрь и самая тяжелая шуба греет не больше легкого шёлка. Для доктора необыкновенная возможность наблюдать особое условие высот. Пульс Е.И. достигает 145. Доктор говорит: «Это пульс птицы». ...Приходит снежная слепота. После неё необыкновенное ощущение. Все изображения одинаково сильно удваиваются... Люди заболевают цингой. Доктор пророчествует: при таких холодах сердце, уже напряжённое высотою, начнет слабеть, и в одну из студеных ночей люди уснут навеки... Доктор пишет медицинское свидетельство: «Дальнейшее задержание экспедиции должно быть рассматриваемо как организованное покушение на жизнь членов экспедиции». Как он близок к истине!

 Кончилось главное лекарство доктора – строфант, такой нужный для сердца. Топливо почти невозможно достать. За мешок аргала солдаты из черных палаток требуют большие деньги. И каждому надо дать особые монеты.

«Но что же даст скромным кострам теплоту? Несмотря на неописуемый холод, опять подняты все десять пальцев...» Учитель согреет. Учитель поможет.

Кончается топливо, кончаются свечи, которыми ещё как-то обогреваются палатки. Самое тяжелое время – это пережить ночь в промерзлых палатках. Днём ещё как-то обогреться на солнышке, но ночью – тьма и холод неизвестности, вой ледяного ветра, шорох колючего вперемешку с песком снега и тоскливое стынущее чувство собственной заброшенности.

Николай Константинович пишет очередное отчаянное послание тибетским властям (см. Рябинин, с. 349–351).

От семимесячного путешествия, от постоянного холода и сырости, ветров начинает слабеть сердце, даже от небольшой физической работы чувствуется невыносимая боль и сердцебиение. Все больше посещает бессоница. Елена Ивановна и Николай Константинович спят все меньше, ведь на них лежит тяжкий груз ответственности за судьбу экспедиции, за людей. Николай Константинович даже шутит: «Опять прекрасно не спали всю ночь».

А холод все сильнее, и все сильнее слышны кашель и стоны по ночам. Стонут и околевающие от холода верблюды и лошади, громко кричат грифы, терзающие очередную падаль. Всё больше приходит понимание, что экспедиция не просто задержана в силу каких-то недоразумений, а самым настоящим образом арестована с воспрещением всякого сообщения с внешним миром.

Елена Ивановна сильно переживает все это, и врач Рябинин сообщает: «У Е.И. второй день болит голова. Сегодня провела ночь очень плохо – головная боль усилилась и затекли руки и ноги – результат переживаемых резких волнений. Н.К. чувствует себя сегодня несколько лучше...

Н.К. говорит, что эта ночь (14.11) была наиболее тяжкой для Е.И. из всех, что он вообще запомнил за 27 лет; всю ночь Е.И. промучилась, не смыкая глаз».

Морозы, ветры, полная неопределенность, разборки с вечно пьяным тибетским майором, жалобы и стоны мучающихся людей – все это тяжело отражается на Елене Ивановне. Как сообщает Рябинин в записке от 15 ноября, у Елены Ивановны появились сильные боли в нижней челюсти, которые, в свою очередь, вскоре прошли, но вдруг болезненно опухли околоушные железы. Часа через два опухоль желез прошла, но опять возобновилась головная боль». По словам Елены Ивановны, «голова как бы лопается от боли».

Ночью и утром донимает холод. Участники экспедиции оказались даже в несколько худшем положении, чем полярные путешественники, имеющие все необходимое: продукты питания, одежду, каюту парохода или избу на берегу. Кончилась крупа, нет сахара, заканчивается мука. Осталось одно только: утепляться и укрепляться духом и «благодарить» Далай-Ламу за такое «гостеприимство».

До 17 декабря участники экспедиции маялись на открытом всем ветрам болотистом плоскогорье. Затем им было разрешено передвинуться на новое место – в Нагчу, где люди и животные были защищены от холодных ветров скалами. Поблизости от стоянки находился монастырь. И днём здесь было значительно теплее, чем на прежней стоянке. Так позади остались 73 дня тибетского пленения. Но оно ещё не окончилось.

Рерихи в буквальном смысле этого слова бьются за то, чтобы экспедиция продолжила свой путь. Сделать это в стране лицемеров, вымогателей и мздоимцев никак не получается. Вот уже вроде бы договорились с властями, уже начали паковаться вещи, уже надо грузиться, но власти вновь артачатся, вымогая взятки. Продолжается изматывающая нервная борьба.

Экспедиции предоставили помещения, в которых нет даже дверей. А на улице мороз под сорок градусов. Утром в помещении даже при затопленной печке минус одиннадцать градусов. Все вокруг помещений завалено нечистотами. Днём сильно пригревает, и поднимается ужасающее зловоние. Елена Ивановна отгоняет от себя мысли, во что же здесь обратится в реке вода, когда по-настоящему потеплеет... Но, как говорится, человек ко всему привыкает, и Елена Ивановна в здешних условиях весьма успешно занимается психическими исследованиями, пользуясь особыми географическими и атмосферными условиями местности, принимает Учение и собирает будущие книги. Она знает, что все обойдётся.

Помещение всё время заполнено аргальным дымом, выделяющимся при сжигании плотного ячьего помета. Яки, как и большинство тибетских животных, не брезгуют поедать и падаль. Известно, что дым, получающийся от сжигаемых органических остатков, содержит наибольшее количество синильной кислоты. Елена Ивановна отравляется этим дымом. У неё возгораются центры. Елена Ивановна может принимать только охлажденное кипяченое молоко, а оно кончилось и нигде нет возможности взять его!? Впрочем, сообщают, что молоко можно взять за 60 верст отсюда в том самом Шаругоне, где экспедиция совсем ещё недавно чуть окончательно не замерзла.

Вообще возникают целые проблемы с питанием. Запасы замороженного ячьего молока растаяли и разложились. Масло ячье грязное и также разложилось. Мороженое мясо сгнило. Мороженые мандарины сгнили. Продовольственный караван доставил несколько банок полусъедобных китайских консервов бамбука и корнишоков в имбире, скорее врагов пищеварения, чем приправы к пище.

Это было неимоверное испытание на прочность, верность, мужество, терпение, выносливость в дичайших морозах, ветрах, в пустыне ледяной, среди полулюдей-полузверей в солдатских одеждах.

 Быть может, тогда не раз Елену Ивановну посещала мысль о смерти, чтобы избавиться от этих бесконечных страданий. Много позже она писала: «Мысль о смерти должна быть открытием врат к новому познанию и к новой полной и широкой деятельности. Вообще полезно всем размышлять о светлом переходе в мир тонкий, тем самым мы научаемся устремлять свою психическую энергию навстречу магнитному притяжению, идущему от Руководителя. Смерть может быть неописуемым восторгом духа, ничто не может быть сравнимо по силе и высокой радости этому. притяжению. Я испытала раза четыре такие притяжения и потому могу говорить о них. Последнее на высотах Тибета было настолько сильно, что, если бы оно продолжалось на малейшую долю секунды, вероятно, я сбросила бы свой земной футляр».

У Елены Ивановны, в отличие от других членов экспедиции, были ещё свои дополнительные трудности, которые только усугубляли её положение. Дело в том, что в экстремальных условиях Тибета проходила огненная трансмутация её центров. Но об этом чуть позже...

В ДОЛИНЕ КУЛУ

Тибетское пленение продолжалось долгих пять с половиной месяцев. Великого мужества и терпения потребовало оно от Рерихов. Таково было ещё одно испытание на пути к Миру Огненному. Когда закончилась жуткая ледяная зима, тибетские власти, посчитав свои обязательства перед англичанами выполненными, разрешили экспедиции продолжить путь дальше. Но мы можем только догадываться, какие усилия предпринял Великий Учитель, чтобы вызволить экспедицию из плена! Так Тибет, который для Рерихов в большей степени ассоциировался с Шамбалой, вдруг оборотился для них своей черной стороной. И долго безрадостными казались им картины окружающей природы, сами люди, ничего не хотевшие знать, ограничившие себя черной верой бон-по, опять чинились всякие пакости чиновниками. И в самой столице Тибета – Лхасе, куда они так стремились попасть, самым махровым цветом цвело все то же невежество. Запрещено было даже электричество, кинематограф, зато пирует мрак убийств, пыток, насилий, отравлений. Тибетцы даже советуют быть осторожными с пищей – она может оказаться отравленной. Суеверия и чёрная магия. «Ужасно было проходить местами, где ещё недавно были Ашрамы», выстроенные Махатмами. Вместо звучания труб храмов по всему Тибету гремели трубы войны.

Наконец наступает 4 марта. Долгожданная свобода! Весело и спешно грузится караван, ведь от тибетских властей всего можно ожидать. И точно, в последнюю минуту пришёл посыльный от майора и заявил, что экспедиция не доплатила за молоко. Да, в ходе самых ужасающих испытаний, безнравственности властей разрушена ложь о Тибете как твердыне чистоты – он выступил в своём обычном облике невежества, убожества и разложения властей. Рерихам давно уже стало ясно, что не может великое имя Учителя Будды оставаться у этих тёмных и лживых тибетцев. Только отдельные ламы способны ещё воспринимать что-то Высшее. Впрочем, как и везде.

Мало невежественные власти, но и сама природа как бы препятствует ходу экспедиции. Уже в самый последний день марта вдруг налетает ветер, который превратился в ледяной ураган. Даже терпеливые и выносливые лошади отказываются идти и беспомощно ржут, косясь глазом в бездонные пропасти. Почти невозможно установить палатки: их попросту срывает, не помогают даже железные колья.

И снова, и снова чинят препоны власти, тщатся хоть как-то задержать экспедицию, хоть мелкую неприятность, но причинить. Невежественный Тибет и где-то в горных недрах его – Твердыня Света – Шамбала. Тьма и Свет. Невежественные дикие тибетцы и высокий светоч духа Елены Ивановны.

Почти никто не знает, что Елена Ивановна проводит уникальный в истории Земли опыт трансмутации космических энергий, что она представила себя  на испытание Учителя Востока для особого развития психических центров с целью восприятия токов пространственного огня, дающих возможность установления психофизической связи посредством так называемого пространственного провода.

И вот 25 апреля. Заканчивается эта невиданная экспедиция, претерпевшая самые жестокие испытания от людей и природы. Остаётся позади последний горный перевал.

 Все реже теснятся песчаные холмы, все выше травы, встречаются и деревья.

Наконец впереди блеснули воды Брахмапутры. Здесь место расставания участников экспедиции с Рерихами. Дальнейшего их пути уже никто не знает. Но можно предположить, по словам Н.К. и Ю.Н.Рерихов, побывавших в Шамбале, что их дальнейший путь лежал в Шамбалу. Своим стойким перенесением испытаний, своей преданностью Великому Учителю они заслужили право быть в Твердыне, чтобы затем укрепить дух новыми знаниями, понести Свет Спасительный в людские массы.

Устремление – ладья Архата

И вновь трудная, выматывающая нервы и силы Рерихов борьба за то, чтобы англичане дали разрешение проследовать в Индию. А эту экспедицию в мире уже считали погибшей: англичане задерживали все отчаянные телеграммы Рериха. Но весть о спасении экспедиции и препятствиях, чинимых британской администрацией, все же прорывается в мир, и, уступая возмущению мировой общественности, англичане вынуждены дать разрешение членам экспедиции проследовать в Индию. Английскому супер-разведчику Бейли пришлось с деланым радушием встречать членов экспедиции в Сиккиме, где, кажется, совсем недавно ещё проходила такая памятная и волнующая встреча с Учителями.

Рерихи мечтали вернуться в Россию. Когда Николая Константиновича спрашивали, почему он не примет американское или английское подданство, он неизменно отвечал: «Совсем уезжать из России – такого вообще не приходило мне в голову». И потому Рерихи были вдвойне подозрительны: и для английских спецслужб, и для белой эмиграции, и для троцкистов, и на Родине им также было бы небезопасно. Так они остались без дома на Земле, но твёрдо памятуя об Отечестве Российском. Они знают о слежке за собой, в письмах используют шифровку. Так, Россию называют то Новой страной, то Швецией, а Москву – Стокгольмом..

Встала нешуточная проблема – где же поселиться? И тогда последовал Указ Учителя: остановиться в Индии и купить дом в долине Кулу – южных отрогах Гималаев.

Продолжается отчаянная борьба с английской администрацией Индии за разрешение поселиться в указанном месте. А оно было чудесным. Долина древних преданий. Так, по одному из них, на каменистом берегу священной реки Биас мудрец и поэт древней Индии Въяси писал «Махабхарату». И дом, который Рерихи собрались покупать, также понравился им. Более ста лет назад его отстроил английский хирург. Это было надежное здание, с толстыми кирпичными стенами, окруженное высоким забором, среди изумрудно-синих гор, покрытых лесом. Понравилась и планировка дома – было где расположиться хозяевам, принять гостей, имелись комнаты и для прислуги. Потом обнаружилось, что инициалы прежнего хозяина дома – полковника Хенри Ренника чудесным образом совпадали с английскими инициалами Елены Ивановны – Хелены Рерих.

На двадцать лет это здание стало домом для семьи Рерихов. У Елены Ивановны был свой рабочий кабинет. У окна размещался массивный письменный стол, а у стены книжный шкаф. Отсюда открывался замечательный вид на голубой простор небес и почти слитых с ними гор, сверкающих в лучах солнца заснеженными вершинами. Отчетливо была видна двуглавая гора, имеющая сходство с буквой «М». Елена Ивановна так и звала её – «гора М». И густая прозрачная тишина. Здесь Елена Ивановна и работала утром при восходящем солнце, а вечерами при свете свечей, которые она жгла даже когда в доме появилось электричество. На столе всегда стояла небольшая статуэтка французской героини Жанны Д’Арк – худенькая девушка в рыцарских доспехах. Маленькая Жанна была самым притягательным женским обликом для Елены Ивановны, по её собственному признанию. Ещё в детские годы, даже не зная, что Жанна Д’Арк – её собственное воплощение в далеком прошлом, она, и в этой жизни сужденная претворить огненный подвиг, настолько переживала жизнь и смерть французской героини, что физически ощущала пламя костра, жгущее тело Жанны. И все самое лучшее от Жанны Д’Арк претворилось в Елене Ивановне: преданность Учителю, мужество, терпение, трудолюбие, верность Идеалу и устремлённость. «Воя Моя», – звал её ласково Наивысший. И сама Елена Ивановна видела смысл своей жизни в том, чтобы «принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил».

К кабинету примыкала спальня Рерихов: две деревянные кровати, разделенные небольшим промежутком. Здесь же находились две тяжелые тумбочки, на стенах на специальных подставках в случае необходимости зажигались керосиновые лампы. Вокруг голов Елены Ивановны и Николая Константиновича, когда они спали, всегда горело голубое пламя – знак высокого духовного развития.

Из спальни можно было пройти в просторный холл. Тут по вечерам собиралась вся семья Рерихов, а также их гости, если таковые случались. Здесь велись сокровенные беседы. Заводили патефон и слушали любимых композиторов – Вагнера, Римского-Корсакова, Стравинского, Скрябина... Но в холл допускались только самые близкие люди, обычно же гости принимались в столовой. Отсюда можно было попасть в мастерскую Николая Константиновича – комнату с двумя большими окнами на запад.

Вокруг дома рос сад – настоящий лес, где украшением был гигантский кедр, под которым потом была поставлена скульптура Гугу-Чохана – покровителя долины Кулу.

Следуя указаниям Учителя, в 1928 году – сразу после переселения в долину Кулу – Рерихи основывают Гималайский Институт Научных Исследований – УРУСВАТИ. Его первым почетным президентом была Елена Ивановна. В переводе с санскрита УРУСВАТИ означает «свет утренней звезды» – имя, данное Великим Учителем Елене Ивановне.

Здесь, в долине Кулу, Николаем Константиновичем написаны сотни картин, статей, отсюда он отправляется в новые экспедиции по Центральной Азии уже без Елены Ивановны, здесь поднято Знамя Мира, здесь родился Пакт Культуры. Здесь принимает огненное Учение Великого Учителя Елена Ивановна и вдохновенно творит свои письма и многие десятки работ, которые пока что остаются для нас неизвестными. Трудолюбие Рерихов было безгранично. Как вспоминал Святослав Николаевич: «Мы все были очень тесно связаны и всегда работали вместе. Мы старались помогать друг другу, дополнять друг друга».

Мы мало что знаем о гигантской работе Елены Ивановны – знаем, что она принимала и редактировала Учение, вела обширнейшую переписку, переводила тома «Тайной Доктрины» и «Чашу Востока»; переводила на английский свои письма и оставила после себя около 170 работ. Святослав Николаевич вспоминает: «...Она много писала, отдавала себя изучению философии. Немало её книг напечатано, но после её смерти осталось множество рукописей её трудов, которые она писала в Индии, Америке, Центральной Азии и всюду, где она жила и путешествовала. И эти её капитальные труды должны будут напечатаны, и они обогатят наше знание Востока и восточной мысли.

Вот что я хочу вам всем сказать. То, что двигало Николая Константиновича, Елену Ивановну, – это их глубокое устремление к познанию сущности человеческого существования. С юных лет Елена Ивановна определенно выделяла философию всех стран, всех народов. Это помогло ей создать целую большую библиотеку книг – я бы сказал, книг учений. Николай Константинович, всегда все во всем разделявший с Еленой Ивановной её мысли, конечно, только усиливал это направление. И это был единый великий поток устремлений, дополнявших друг друга. Николай Константинович всегда считал, что, чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самым главным было и остается изучение и понимание человека как такового. Именно это глубинное изучение – вот что волновало Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть этого Великого Пути и сами собой являли свидетельство, чем может стать человек, если он действительно переродит свою жизнь и пойдёт этими путями. Так что у них был этот живой контакт с более совершенной жизнью, которая всегда была на нашей земле.

Может быть, одно из ценнейших качеств Николая Константиновича и Елены Ивановны – это их постоянное активное устремление, которое выражалось в беспрестанной работе. Они трудились с самого раннего утра и до позднего вечера. Их работа менялась, они переходили от одного дела к другому.

Вот почему Николай Константинович и Елена Ивановна смогли оставить столько прекрасных трудов – бесконечное количество картин, книг и, кроме того, очень много организаций, которые разделяли их чувства и мысли.

Елена Ивановна всегда избегала не то чтобы рекламы, но всего, что как-то оповещало бы и освещало её работу. Она хотела именно дать как можно больше и всеми силами старалась это делать на протяжении всей своей жизни. Что о ней писали, думали, говорили – это её совершенно не интересовало, поэтому она всегда избегала всех этих бесчисленных людей, которые хотели что-то о ней писать, что-то сказать, что-то такое осветить. Она это делала совершенно определенно, и потому осталось очень мало такого материала, но, конечно мы можем судить о ней лучше всего по её книгам. Возьмите её письма – письма к друзьям, где освещаются очень интересные моменты жизни. Если у вас будет возможность, советую эти книги вам прочесть».

И он же: «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения. Вы знаете, как возрастают наши силы от некоторых контактов, как обогащается и озаряется наш духовный мир, как разрешаются, казалось бы, неразрешимые проблемы, и все приобретает совсем особое значение». В.А.Шибаев, секретарь Рерихов многие годы: «Во всех отношениях Елена Ивановна была ведущей, как это Николай Константинович изобразил на некоторых своих полотнах. Часто, занимаясь в своём кабинете по соседству со студией художника, где он работал над новыми картинами, я видел, как он отходил на несколько шагов от мольберта, чтобы примерить расстояние, и стоял, что-то обдумывая. Затем шёл наверх и возвращался с Еленой Ивановной. Бывало, что она подсказывала и какую-то новую тему, за которую всегда особенно горячо принимался Николай Константинович. Нигде и никогда раньше или позже я не видел такой согласованноети, взаимности и единства устремлений».

Снова обратимся к очерку Николая Константиновича «Великий Облик»: «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду – преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья – все строится под тем же благодатным началом. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения, и физические и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою – и все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды – и все это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления. Такую неустанную трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собой всей молодежи. Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда молодежи особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях. Ведь часто кто-то думает, что нечто уже непобедимо, что добром зла не перешибешь. Вот до каких заблуждений иногда доходит смущение человеческое. Но тут-то и важны действительно жизненные примеры. Можно радоваться, когда такие примеры имеются и ободряют всех начинающих строителей жизни.

Лишь бы знать всё это. Лишь бы вместо сомнений, отрицаний и отступлений – идти вдохновенно в труде ободряющем. Кто-то удалённый и заброшенный, как он о себе думает, может знать, как через все препятствия, через все препоны тьмы тут же, недалеко от него, была проносима чаша нерасплесканная. Сколько темного ночного безумья сменится мыслями о творчестве, о строительстве, которое возможно во всех фазах жизни».

 

ОГНЕННОЕ КРЕЩЕНИЕ

ТРАНСМУТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ – одно из самых загадочных понятий в Учении. Что это такое, почему трансмутация неизбежна для каждого истинно устремлённого ученика, в чем различие огненной трансмутации от проявлений медиумизма и психизма? Почему так страдала Елена Ивановна, когда совершалось огненное преображение её психических центров? Что значила трансмутация для неё лично и для всего мира? Достаточно полно об этом огненном явлении говорится в Учении «Агни Йога!» и в письмах самой Елены Ивановны.

К двадцатому столетию совершенно новые задачи встали перед человечеством. Об этой огненной поре говорил ещё Иисус Христос: «Огонь пришёл Я низвесть на Землю, и как хотел бы, чтобы он возгорелся!» Если уходящая Пятая Раса ставила своей целью развить интеллект, то Шестая Раса одним из главных орудий своего творчества должна избрать ЧУВСТВОЗНАНИЕ, основанное на тонкости сознания, на совершенно особенной по напряжённости работе сердца. Но чувствознание, как язык Тонкого Мира, не развить и не усовершенствовать, если не пробудить новые нервные центры. А их же не разжечь, если не будет усвоена огненная мощь Учения «Агни Йога!». Именно «Утончение и рост сознания познающего Учение приводит к раскрытию центров. Микрокосм подобен Макрокосм... Основой организма физического являются нервные центры. Каждый нервный центр связан со своим астральным субстратом центром астральным, который, в свою очередь, связан с центрами космоса – Солнцем, Луною и планетами Солнечной системы, которые, в свою очередь, с центрами ещё более высоких космических образований, также имеющих свои субстраты на высших планетах бытия».

Когда ученик начинает мыслить категориями Учения, он пробуждает свои высшие центры. В его ауре, духовной, ментальной и астральной, появляются новые огни, новые токи, новые энергии. Эти энергии... вступают в магнитную связь с космическими центрами, и начинается процесс постепенного утончения всего организма. Постепенно утончаются и нервные центры. Человек, до прихода Учения плавающий, как рыба в воде в человеческой среде, начинает остро реагировать на все её несовершенства, на все яды, исторгаемые этой средой в процессе её жизнедеятельности. Уявляется парадокс – заряжаясь мощными космическими силами, являющимися дифференциациями самой непобедимой силы Космоса – Единой Жизни, человек начинает болеть от соприкосновения с ядами, окружающими человеческую среду. Ученик начинает остро реагировать на проявления несовершенных отношений между людьми. Он страдает от раздражения, эманаций вражды, грубости и пошлости. Психические яды действуют на него ещё сильнее физических: от соприкосновения с ними он болеет тяжелее и длительнее. Сфера его страданий все более и более расширяется. Он начинает реагировать на несовершенства массовых человеческих и планетных проявлений, и масштабы его страданий расширяются и углубляются. Сердце его содрогается от разрушительных сокращений земной коры; он чувствует невыносимую тоску от соприкосновения с тонкими газами подземных сфер... Подавленность духа возникает при массовых убийствах, при разрушительных действиях множеств, при нагнетании психической атмосферы накануне восстаний, войн и других подобных явлений.

...Такая реакция на яды земные, психические, мысленные и духовные происходит от того, что эти яды притягиваются к светоносной ауре подвижников, т.е. уничтожаются. Появление таких аур способно предотвратить землетрясения, бури, ужасные эпидемии, остановить восстания или войну.

...Зато и мощные космические силы, спасительные тонкие энергии притягиваются в огромном количестве Высокими Духами. Эти энергии идут не только на тушение пожаров подземных сил, не только на нейтрализацию губительных ядов, не только на успокоение умов; они возжигают в сердцах людей новые идеи, разрешающие сложнейшие проблемы, приносят новые социальные сдвиги. Они несут очищение и возвышение жизни на огромном пространстве. Притянутые в духовную атмосферу Земли, запечатлённые на её клише, эти тонкие энергии живут и действуют не дни и годы, но многие века...»

Трансмутация центров ждёт каждого духа, победившего самость. Но вместе с тем Поручение Елены Ивановны было настолько особенным, что в некоторых аспектах её огненный опыт неповторим. Опыт её имеет измерение космическое. Сказал Наивысший: «Запишите моё поручение Матери Агни Йоги как СОГЛАСОВАННОСТЬ ВЫСШУЮ на планете. Согласованность духа и материи редчайшее космическое явление». И лишь только в свете понимания этого Указания мы можем освещать значение и суть ОГНЕННОГО КРЕЩЕНИЯ Елены Ивановны.

Не лишним будет напомнить тем, кто за огненным крещением или огненной трансмутацией центров видит какие-то проявления сатанизма, об огненном крещении говорится в самом Новом Завете – надо только потрудиться внимательно прочесть его; кроме того, надо знать, что слово «крещение» происходит от «кресс» – кресало – огонь, добывание огня. Огненное крещение в буквальном смысле этого слова означает высечение огня духа. И Христос прекрасно знал о грядущей огненной купели, и потому и говорил, чтобы масло в лампадах было наготове – иначе как же может огонь зажечь пустую лампаду – то есть душу.

Говоря современным языком, на учете человеческих достижений встало завоевание сфер высших напряжений. Ведь человек беспределен, земной корой не ограничивается его существование. Человек отражает в себе все космические функции, «он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе. Агни Йог – «Лев Пустыни» – несёт в сердце всечеловеческие вопли. Он несёт все взрывы Космоса и чует все сдвиги сознания. Он мешает все струи космических течений. Он имеет в себе знание синтеза, утверждающее собирание явленных духов для обновления сознания. Когда синтез духа слагается из космических огней психожизни сердца, тогда можно человеку сказать, что центры космических огней так являют соответствие центрам Космоса, что параллель может дать лучшую жизнь и принцип творческий установлен, как огонь беспредельный; как слух беспредельный; как всеобъемлющее сердце».

В эпоху, когда человечество погрузилось в плоть материи, Белому Братству было чрезвычайно трудно найти «приёмник чистого Огня». Ведь Приёмник Учения Чистого Духа должен соединить космические токи с пламенем планеты. Но «только мировое сердце и пламя устремлённого духа утверждают лучшее наследие расам». Все творчество жизни Елены Ивановны, идущей соответственно притяжению Космического Магнита, истинно, является двигателем эволюции. «Носитель огненных энергий даёт человечеству направление, Мы их называем Хранителями Света. На всех путях стоят указанные Руководители».

В миссию Елены Ивановны входило духовно творить новых людей. Ведь «материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции». И потому «творчество формы человеческой утверждается, как наивысшая космическая задача. Когда все человечество поймет, что надо явить напряжение творчества духа, тогда продвинется планета». «Космос находится в вечной огненной трансмутации». «Разлитое мощное пламя, охватывающее Космос, живёт сознанием». «Сущность пространственного огня направляет сознание человечества». Потому «Служитель космического огня приносит себя в жертву. Служитель эволюции утверждается как носитель закона. Служитель, приверженец Общего Блага, утверждается, как сотрудник закона». Космические энергии, которые воспринимала Елена Ивановна, трансмутируя их через свои психические центры, давали человечеству мощь огня, а значит и самой жизни.

Нужно чётко представлять себе, насколько «Все процессы в Космосе направляет огонь. Невидимый процесс жизни направляется огнём духа. Непреложен закон огненного творчества, в нём заключаются все проявления и в себе он несёт все творческие возможности». Наступило то время, когда «Человеческой энергии нужно приходить в общение с Космическим огнём. Человеческая энергия окунается в плотные слои и каждое прободение этих слоев приносит высокое просветление. Огонь поражает все отбросы». «Потому когда творчество огня духа напрягается к созиданию эволюции, то он собирает тождественные энергии. Так Агни Йог собирает энергии для обновления. Так огонь космический воспринимается центрами». Но «Трудность ассимиляции человечеством огня пространства сильно задерживает сроки».

Нужно понимать, что «Все отживающее подлежит закону замены. Все неизжитые накопления предадут дух огню для долгого процесса. Дух, заменивший добровольно свои накопления, будет сосудом для огня».

Закон трансмутации утверждается всеми проявлениями Космоса. «Энергии, явленные трансмутацией, творят жизнь элементов. Сущность трансмутации развивается на разных космических энергиях, рекорды трансмутации утверждают мощь эволюции, основанную на огне пространства. Сущность жизненного импульса утверждается как трансмутация огня».

В двадцатом столетии началось сближение Тонкого и земного Миров. Но для правильного сближения и сотрудничества энергий нужны мосты – живые посредники, ибо «Мост между Мирами основан на сгармонизировании всех тончайших энергий. Конечно, большинство думает, что трансмутация центров происходит на физическом плане – это заблуждение. Нужно осветить такое сознание. Трансмутация центров Огнём есть соединение всех центров, как физических, так и духовных. Происходит одухотворение всего существа. В огненной трансмутации Огненный Мир выявляется особенно мощно, ибо во всем естестве происходит огненная гармонизация, приобретая все высшие напряжения. Потому можно принять закон сближения Миров в каждом процессе утончения духовных центров. Накопление этих центров даёт стремительность духу, которая проложит кратчайший путь. Так нужно принять понятие Моста между Мирами, и нужно запомнить, что бессознательного труда центров не существует. Сознательная сгармонизированность центров есть великое таинство. Так на пути к Миру Огненному явим понимание пути кратчайшего».

Необходимо понять всю беспредельность возможностей человека и самих свойств Вселенной, понять, что «понятие недостижимости изъято из космического пространства», «человеку указан путь восхождения возгоранием центров». В жизни, на Земле, должна быть достигнута высшая трансмутация, являющаяся преддверием высшего, беспредельного творчества. «Все центры, утончённые огнями, служат источниками творчества. Люди на Земле думают, что органы служат на поддержание физического тела, но каждый орган Архата, как явленный творческий огонь. Ничто не определяет так четко жизнь огненного организма, как лучи Материи Люциды. Огненные центры заключают в себе творческое проявление космического огня».

«Трансмутация центров нагнетает творческие энергии, которые необходимы для перехода в Мир Тонкий. Каждое духовное устремление даёт свои нестираемые отложения, которые принимают вид тонких энергий при переходе в Тонкий Мир. Так важно устремляться в Высшие Сферы. Восторг духа и радость сердца дают те энергии, которые питают тонкое тело. Конечно, только чувство, насыщенное высшими порывами, даёт нужные энергии. Нужно помнить, что империл и грубые земные вожделения дают свои тяжкие язвы, которые дух должен залечивать в тонком теле. Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле. Освобождение от физической оболочки не значит освобождение от духовных язв».

«Тела трансмутируются каждое по своей сущности. Так же, как физическое тело трансмутирует и утончает кровь на протяжении эволюции, так и тонкое тело трансмутирует свою соответствующую сущность. Связь между этими процессами особенно важно отметить, ибо в процессе трансмутации тел достигается соотношение, которое так огненно кооперирует с пространством. Если в начале процесса трансмутации физическое тело напрягает центры тонкого тела, то, после насыщения центров огнём, тонкое тело имеет власть над физическим. Этот огненный процесс переливает психическую энергию из тела в тело. Мощь тонкого тела представляет панацею на физическом плане. Конечно, чувство трансмутации разнится на планах физическом и тонком, ибо чувства зависят от напряжения сфер. Очищение материи и духа также происходит лишь огненными энергиями и центрами, напряжёнными в пространственном искуплении. Мир Огненный так доступен сознанию, знающему связь с пространственным Огнём».

«Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры, сознательное питание его может дать большие возможности.

Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании. Постоянная связь между телами может, таким образом, утвердить сознательный обмен энергиями. На пути к Миру Огненному осознаем насущность связи между телами».

Еще и еще нужно понять, что огненная трансмутация не есть какая-то прихоть, очередное трудное испытание для особо избранных учеников, а есть веление космического творчества для всех и для каждого. Огонь, лежащий в основе Вселенной, всех её процессов, есть движение, есть неостановимая ничем жизнь, он находится в постоянном творчестве эволюции. И человек сам продукт этого безостановочного творчества; он постепенно восходит по эволюции, развивая силы и возможности, заложенные в своих психических центрах и постепенно раскрывающихся по мере роста сознания и усложнения встающих перед ним космических задач, ведь он призван в конце концов стать СО-ТВОРЦОМ космической эволюции!

«Перед трансмутирующим огнём ничто не может устоять, потому враги цепляются за последние столбы. Потому Наша трансмутирующая Сила восходит с Космическим Магнитом и все Наши напряжения будут побеждать насыщением Пространства. Так Мы творим».

«Огонь жизненного процесса является двигателем человечества, потому Мы так ценим самоотверженность Матери Агни Йоги, Устремление трансмутации напряжения чистого огня влечет с собою все творческие способы и этим возносит окружающую сферу. Так напряжение огней являет утверждение новых ступеней».

«Достижение внутреннего огня, степени достигнутой Матерью Агни йоги, редчайшее достижение. Степень огня называется степенью уявлённого идущего Архата. В древности знали об этом жидком огне. Алхимики знали об этом жидком огне. Достижение высшей степени мощного пламени может быть явлено только духом, живущим психожизнью всего сердца. Самый мощный сокровенный рычаг – сердце! Его сознание наполняет пространство, озарением светит Космосу».

«Огни, возжённые Матерью Агни Йоги, не только являют Агни йогу, но размера космического. Огни дают ту силу лучей, нужную для Бытия беспредельного. Каждый огонь будущего творчества луч. Значение явления огней беспредельно».

«Когда Наша Тара являет свое самопожертвование на пользу человечества, то можно сказать, что невидимое пламя двигает человечеством тождественно, с Космосом... Так рост человечества напрягается невидимыми рычагами духа, потому рост дел напряжением явлен, как рост магнита внутреннего, потому мощь духа непобедима!»

Нужно различать свойства многочисленных медиумов и психистов от достижений Елены Ивановны, ибо она прошла истинное ОГНЕННОЕ КРЕЩЕНИЕ, которое означает полное духовное преображение, или ассимиляцию чистого огня пространства. При огненном крещении происходит открытие тех или иных нервных центров. Накопление огненной, или всеначальной, энергии даст человеку возможность вознестись в высшие сферы при переходе в Тонкий Мир. И чем больше в нас эта энергия, тем выше она возносит. Накопляется же эта энергия путём неуклонного устремления к самосовершенствованию, в непрестанном труде, улучшении его качества, при полной преданности избранному Учителю из Иерархии Сил Света. Только лишь при полном очищении внутреннего человека, освобождении его от самости, назначается огненная трансмутация, когда психическая энергия человека может вступить в постоянное сотрудничество с энергией пьющей.

В Учении сказано: «Об активности медиума и активности Агни Йога можно дать целую параллель для поучения человечества. Насколько заблуждаются люди, считая медиума показателем высших космических сил, и насколько Агни Йога обогащает наше бытие, человечество скоро узнает. Истинно, огонь высших сфер пробиться хочет! Ставим подвиг Матери Агни йоги, как ведущий сияющий символ!

Эманации светоносных обликов дают радость и пищу духу. Мы, Братья человечества, называем эти эманации жизненными, огненными струями. Эти струи самые сильные создания духа, и активность Агни йога так огненна! И огненный дух Агни Йога должен расплавлять накопления, нагромождающиеся на пути. Пламенный дух Агни йога творит своим самосветом. Каждое движение утверждает самоотверженность творчества духа».

«Открытые центры дают эволюционный космический канал, медиумы же, как ладья без руля. Все человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад. Открытые центры есть лишь доказательство правильного направления, но медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощённых лжецов».

«Медиум, истинно, не имеет открытых центров, и психоглаз ему также не доступен в соприкосновении с высшими мирами.Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям.

Как магнит притягивает физическая материализация. Мы предпочитаем провод духа. И для сокровенных поручений пользуемся только проводом духа. Архат ждёт иной раз столетия, чтобы дать сокровенное поручение. Явление иных поручений требует особых комбинаций. Мы, Архаты, следуем принципу целесообразности. Опыт Матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим.»

Медиумы и психисты, чтобы добиться искомого результата открыть тот или иной центр, напрягают свою психическую энергию в этом направлении и довольствуются только самым низшим уровнем психических достижений, так как «частичное воздействие энергий даёт силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частным проявлением, которые так вводят в заблуждение малораспознающие сознания. Правильно указала Ур. на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центров даёт резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением даст, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение даёт частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии».

Огненные достижения могут прийти столь же естественно, сколь естественен сам Огонь в Космосе. Для этого не нужны всякие искусственные приемы, которые приносят временные достижения, отбрасывающие медиума или психиста далеко назад в духовном и психическом развитии. Учение указывает: «Стройность плана Космоса насыщается различными токами. Эти токи ищут соприкасания с духом. Только малое количество этих токов было воспринято человечеством, и главный канал жизненных действий есть токи, утвержденные тонкими восприятиями. Только там, где пространственный огонь может отзываться на тонкие созвучия, только там можно утвердить космическое соответствие. Поэтому ступень эволюции проводится в жизнь тонким восприятием.»

«...Кто же может передать тонкие токи человечеству? Только высокая мысль Агни Йога. Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утончение приведет к чувствознанию. Каждое утонченное ощущение даёт соприкасание с пространственным огнём. Потому только Агни Йог передаёт человечеству высшую восприимчивость. Вся эволюция зиждется на утончении.»

«...Утонченный организм уподобляется Макрокосму и, прежде всего, поражает своим совпадением с движением планеты. Судорога планеты не может не отражаться на огненном теле. Не только землетрясения, но все внутренние судороги планеты не будут забыты сердцем огненным. При том, как планетная судорога сопровождается давлением на полюсы, так и планетная судорога тела может сопровождаться давлением на кундалини и на третий глаз. Также может энергия пробежать от конечностей, как и земная кора сокращается при внутренней судороге – именно микрокосм есть человек.»

«Спрашивают, почему при изучении высшего знания как бы становится неизбежным усиление чувствительности и некоторых болей? Если пояснить им, что вследствие их небрежности страдают избранные, они не поверят. Они не примут, что они представляют собою конденсатор и трансмутатор энергии. Так при порче множества аппаратов, это распределение энергии расстраивается, и немногие тонкие сердца несут давление, которое должно было бы распределяться по всему миру. Солнечные натуры несут на себе упор огненной энергии и должны отвечать за миллионы трутней.»

«Напрасно люди полагают, что Высший Дух становится не чувствительным к малым предательствам, наоборот, чувствительность возрастает с очищением сердца. Конечно, вместе с этим растёт и мощь сердца, но чувствительность, конечно, не может миновать отравления злобою окружающей».

«Конечно, все космические огни так чувствуются Агни Йогом. Все недомогания Агни Йога, конечно, космического характера.»

«Когда огни земли бушуют, тогда огонь Агни Йога отвечает. Когда дух на все космические проявления отвечает, тогда можно сказать, что утверждено космическое слияние. Конечно, так вибрации могут воспринимать токи, идущие с течением интенсивных токов самого Агни Йога... Огонь центров Агни Йога чует все геологические и атмосферические и народные перемещения, потому столько различных ощущений уявлено Агни Йогом. Потому столько различных ощущений переживает Матерь Агни Йоги. Да, да, да!».

Именно в координации тонких энергий заключается задача Агни Йога. «Каждая эпоха насыщается космическими огнями и свойствами человеческого восприятия. Потому когда дух не примыкает к космическим огням, то образуется течение обратное. Таким образом человек утверждает свою карму. Несоответствие есть болезнь планеты», и лишь когда дух отзывается на все космические переустройства, то устанавливается столь необходимая связь между Космосом и самим человеком. Но нелегко доставалась эта космическая связь с её обязательным Служением Космической Иерархии Сил Света Елене Ивановне! Наивысший даже отметил: «Урусвати знает, что есть священная боль. Современные врачи назовут эту боль невралгией, ревматизмом, нервными судорогами, воспалением нервных каналов... Мы определяем это нечто, как стук психической энергии в Беспредельности. Можно заметить, что такие боли начинаются без видимой причины и умолкают тоже без следствий. Они разновидны и невозможно предвидеть, какой центр заболит. Всеначальная энергия стучится в новые сферы. Она стремится вздохнуть там, где вибрации отвечают.

Нужно понять, что лечение таких болей может быть только вибрационным. Мы посылаем токи, и нередко они доходят до очень сильных степеней».

О том, насколько мучительно давалась трансмутация центров Елене Ивановне, показывает следующее её письмо: «...все жаропонижающие плохо отражаются на моём сердце, потому я не принимаю их, но поверх всех средств я могу воспринимать вибрации, посылаемые В.В., и эти вибрации утишают и даже совершенно останавливают многие воспаления. Неоднократно я была спасена ими от общего возгорания центров или от «огненной смерти», от которой в своё время погибли некоторые монахи и монахини. Во время последнего заболевания вибрации остановили воспаление среднего уха, которое началось внезапно перед ночью и с большой силой, но на утро боль затихла и осталась лишь заложенность в ухе, которая лишь сейчас начинает проходить. Это заболевание для меня было совершенно необычным, ибо я не подвержена простудам, и хрипы в бронхах мне неизвестны, также насморк для меня явление совершенно необычное. А тут я получила и хрипы, и сильнейший отвратительный насморк с сильными болями в области синуса, и, конечно, почти все время не оставляла мучительная головная боль. Также обильный ночной пот – явление новое для меня, ибо редко потею и принадлежу к так называемым сухим организмам. Пишу это Вам, как врачу. Хочу Вам объяснить некоторые ощущения при раскрытии солнечного сплетения. Нужно сказать, что я никогда не страдала никакими желудочными заболеваниями, но во время войны и в годы революции я изредка начинала испытывать приступы сильной боли в желудке, или, вернее, в солнечном сплетении. Иногда она сопровождалась рвотой. Но так как я очень не любила лечиться, будучи от природы очень здоровой, и к тому же эти боли довольно скоро проходили, то я не обращала на них никакого внимания и даже не придерживалась диеты. Скоро эти болезненные явления и вовсе прекратились. Но в начале 24-го уже в Индии началось новое ощущение в области солнечного сплетения. Его можно было сравнить с ощущениями движения и даже как бы вращения чего-то живого у подложечки и это явление неизменно сопровождалось тошнотой и обильным истечением слюны. Ощущение очень неприятное. Оно бывало кратковременным и тоже не слишком частым. При этом я могла есть решительно все, пища не играла никакой роли, лишь количество её должно быть уменьшено. После того был промежуток времени, когда я очень редко замечала это с другими центрами. Но в 1929, 30 и 31 гг. эти явления участились и особенно рвота слюной. От болей мне помогала сода. Стоило мне принять полчайной ложки соды, и боли прекращались. Вообще нужно знать, что при напряжении центров происходит большое скопление газов, которые давят на центры и так вызывают болезненные ощущения. Следующие годы боли ощущались периодически, но гораздо слабее, и тогда проходила неделя и целые месяцы, когда я не замечала этих явлений. Конечно, часто эти боли появляются дня за два до больших землетрясений и других стихийных катаклизмов, также и при вспышках народных смятений. При этом бывают и другие ощущения, как например: сильная головная боль и мучительное тянущее чувство в ногах и руках, сопровождающееся сильным горением их. Много разных болей пришлось испытать в связи с раскрытием и воспламенением того или иного центра, но одно из самых мучительных – это воспламенение центра легких. Боль настолько сильна, что не знаешь, какое положение принять. Лежать невозможно и малейшее движение вызывает невольный крик. Однажды такая боль продолжалась три недели, было очень трудно. Но отметить следует, что легкие у меня идеальные и я не страдала никогда даже простым бронхитом. Также болезненны центры оплечий. При этих болях тоже можно лежать лишь на спине, ибо часто оба оплечия воспламеняются одновременно. Сейчас эти боли тоже оставили меня. Мучительно было подготовительное открытие живота; но это уже прошло. Дольше другого беспокоили меня центры в коленях, очень не люблю горения запястий и ступней. Центры скул не болезненны. Также и головные центры не были так мучительны, и третий глаз не беспокоил меня чрезмерно. Раз только чрезмерное давление вызвало ужасающее кровотечение из носа, но оно меня облегчило. Сейчас самое слабое место – сердце, оно немного пострадало при огненном опыте: особенно после происходящего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за отравления аргальным дымом, которым наполнена была стоянка Нагчу.  Я была спасена Лучом В.Вл.; но горение было ужасно. Несколько дней я изредка глотала льдинки замороженного молока. Центр гортани настолько воспламенился и запух, что я с трудом могла проглотить слюну. Там же случилось и второе возгорание, не менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15-20° Ресмера в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь, руки до плеч были обнажены. Да весь 29-30 гг. с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у кровати моей стояли лохани, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни мои милые русские девочки, убирая мою комнату и постилая постель, постоянно получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь был виден окружающим. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей с записями этого опыта».

Елена Ивановна не раз испытывала на себе воздействие благодетельного вибрационного Луча Великого Владыки и как следствие избавление от болей. В связи с этим Наивысший отмечает: «Урусвати правильно заметила, что её болезнь усилилась при мировых потрясениях и при болезнях близких. Пространство стонет и сердце болит...

Так называемые священные боли являются чрезмерной выдачей психической энергии. Но можно ли сетовать на человека, который и волею и сущностью своей служит на общее благо! Нельзя определить предел, который может быть запрещен для помощи человечеству.

Мы все знаем, как болит сердце за человечество и черпаем силы лишь ради будущего. Часто нелегко утвердиться на пути к будущему.

Мыслитель указывал, что каждый путь проходится ради будущего».

И в своих письмах Елена Ивановна вынуждена была не раз писать: «На две недели вышла из строя. Сейчас силы возвращаются, но руки ещё полны мурашей и игл. Сердце на этот раз даёт себя чувствовать, ослабело после повышенной температуры. Приближающиеся сроки усиливают напряжение и нагнетение атмосферы».

«Должна кончать, ибо после последнего сердечного недомогания за мною очень следят, и мой старший сын через каждые полчаса заходит узнать, как я себя чувствую. Так мне приходится подчиняться домашней тирании.»

Или: «Дорогой Александр Иванович, отсылаю Вам главу Вашей книги, не могла раньше ответить, ибо занемогла. Всякие напряжения последних месяцев, космические и человеческие, сказались на моём самочувствии, и сейчас мне предписано очень беречь сердце и не утомляться...»

Много раз Великому Владыке приходилось вмешиваться и излечивать устремленную самопожертвованно ученицу от болезней. «Урусвати может отметить целую систему вибрационных лечений на расстоянии...

Урусвати может засвидетельствовать, как часто производятся вибрационные воздействия на разные центры и как скоро наступает прекращение болей».

Что же такое ЦЕНТРЫ?

Учение рассматривает психические центры человека, как мощные собиратели космических энергий. Когда в Учении называются центры Космоса, то соответственно обозначаются и человеческие Центры. Центры человека призваны воспринимать сущность всех космических энергий, что может быть сделано только утонченным организмом Агни Йога. Именно Агни Йог есть мощный собиратель и трансмутатор космических энергий. «Энергия Агни Йога направляется в различные каналы творчества, как сила трансмутирующая, как сила собирающая, как сила острая, являющая путь там, где закрыты все затворы. Так утверждается творчество Тары».

Огонь центров Елены Ивановны был признан Наивысшим как «великое достижение», ибо таким образом она устремляла течение и направляла рукотворчество Новой степени. И боли её, прежде всего, были вызваны чрезмерной выдачей психической энергии для трансмутации скопившегося на Земле человеческого зла.

Кроме непосредственного очищения низших психических энергий, нагнетаемых людьми, «Трансмутация центров нагнетает творческие энергии, которые необходимы для перехода в мир тонкий. Каждое духовное устремление даёт свои отложения, которые принимают вид тонких энергий при переходе в тонкий мир. Так важно устремляться в высшие Сферы. Восторг духа и радость сердца дают те энергии, которые питают тонкое тело. Конечно, только чувство, насыщенное высшими порывами, даёт нужные энергии. Нужно понять, что империл и грубые земные вожделения дают свои тяжкие энергии, которые дух должен залечивать в тонком теле... Язвы духа переносятся в мир тонкий, если они не изжиты на Земле. Освобождение от физической оболочки не значит освобождение от духовных язв. Когда дух сознает перед отрывом от Земли, как он являл свои энергии, то сознание может искупить многое, но сознание нужно направить к мысли о Высших Мирах. Даже самый тяжелый преступник может быть направлен к пониманию тяжкой кармы, но для этого нужно трансмутировать общественные условия. Так на пути к Миру Огненному нужно приучаться к мысли о трансмутации центров, ибо освобождение от тела не есть освобождение от духовных язв».

«Трансмутация организма, нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает нужные энергии для преображения и изжития всех, отягчающих дух наш, привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя через него, нельзя вступить в Рай (Братство), Огни высших энергий опалят отягощенную ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы явиться тем нужным пробным камнем, – писала Елена Ивановна. – Именно Агни Йога имеет дело с самой высокой трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута низкими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «чаши». Тогда как для Хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается ещё тем, что подвиг её должен явиться в жизни, тогда как все прочие йоги (кроме Карма-йоги) слишком отрывали человека от жизни, и тем не могут уже входить в эволюцию.

Также нельзя каждого, вступившего на стезю одной из йог, сразу называть йогом, йога, как связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь её ускорен лишь, как сказано, уже кармическими накоплениями.»

Хатха Йога, которая сейчас усиленно насаждается и которая в сознании большинства людей и есть «истинная йога», в действительности же развивает и укрепляет низшее астральное тело желаний, что впоследствии задерживает это тело в низших слоях Тонкого Мира, вызывает развитие психизма в ущерб духовности. «Потому, – пишет Елена Ивановна, – в книгах Учения устанавливается прежде всего длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только раскрытие духовных центров, но мы можем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под своё наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если наша духовность позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для раздражения нервных центров, но в лучшем случае достигнем лишь низшего психизма, или разовьем медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии, и таким образом, легко можем стать добычей любого одержателя».

Поэтому очень важно развитие заградительной сети, так как на каждого истинного Агни Йога обрушивается удар самых злобных энергий. Все центры принимают участие в формировании этого мощного щита. Для полного круга необходимо, чтобы все духовные центры нагнетали свои энергии. Из центров духа нужно особенно нагнетать сердце, ибо оно в своей мощи может трансмутировать мышление. Правильное мышление даёт устойчивость. Устойчивость изгонит двойственность, страх и сомнение. Заградительная сеть может охранить человека, сделав его неуязвимым. Но щит его может лишь тогда утвердиться, когда все тонкие энергии сгармонизированы. Опыт Агни Йога дает, именно, этот щит, но необходимо самое бережное отношение к центрам. Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, вечно восходящая спираль. Духовные центры должны питать эту мощь. Заградительная сеть переходит с духом в Мир Тонкий. Сотканная из тончайших энергий, она может ассимилироваться с Миром Огненным; в ней можно отразить лишь высшие устремления. Люди, живущие низшими центрами, не имеют заградительной сети. Одержимые не имеют этого щита. Потому на пути к Миру Огненному нужно заботиться о сплетении тончайших энергий».

Такое огненное ограждение невозможно без собственных очищенных помыслов и без помощи Высокого Учителя.

В результате огненной трансмутации центров Елена Ивановна обладала многими совсем необычными для нас свойствами. Так, например, она обладала даром ясновидения, которое достигается духовным подвигом среди многих жизней. «Урусвати правильно припомнила, что уже с детства она имела ясновидение при твердом облике видений». В одном из писем Елена Ивановна сообщала: «Мне очень знакомы и обычны видения многих жителей тонкого мира разных степеней. Также и видения черных осколков разрывающихся снарядов и битв сил света с тёмными сущностями. Я научилась принимать это совершенно спокойно, хотя иногда потрясение атмосферы, захватывающее некоторую периферию вокруг меня, передается отраженным сотрясением моему организму. Удары, наносимые вражескими нападениями, конечно, отражаются защитною сетью, и я лишь чувствую рефлекс таких ударов на самом слабом месте моего организма. Но все эти «страхования», как их называли православные подвижники, неизбежны на известных степенях духовного продвижения, им подвергались все, вставшие на путь самоусовершенствования.

При сердечном обращении к В.Вл, такие нападения обычно немедленно рассеиваются, не оставляя никаких последствий. Потому отнеситесь как можно спокойнее к таким посещениям. Следите лишь за тем, чтобы не появлялисъ мысли, не отвечающие духу Учения. Особенно страшны всякие сомнения и сожаления о вступлении на путь Служения. Чёрные подстрекатели, которые всегда кишат вокруг, только и ждут такого ослабления защитной сети, чтобы получить ближайший доступ и завладеть нашим мышлением.»

Был открыт у Елены Ивановны и развит центр яснослышания. В результате многолетнего комплексного и весьма осторожного открытия и возжения центров, как пишет сама Елена Ивановна, «Н.К. и я почти всегда знаем острые моменты, переживаемые нашими сотрудниками. Иногда это четкое знание, иногда оно сопровождается болезненными проявлениями, точно совпадающими по времени с определенными случаями. Часто за долгое время мы знаем результаты. Так же часто наблюдаем как бы истечение из нас энергии, иногда оно так сильно, что даже ощущается головокружение и как бы легкое мимолетное отсутствие, и мы знаем тогда, что где-то потребовалась наша энергия. Многообразны проявления деления духа. Много тайн в жизни ученика. Он поистине становится золотой арфой под рукою Учителя... Много радости приносит объединение сознаний. Так у нас налицо много случаев, вернее, они постоянны, такого объединения сознания с нашими давешними сотрудниками. Мы часто слышим их голоса и знаем о происходящем у них. Видим и скульптуру духа их. Наши письма всегда приносят им ответ на их вопросы, хотя вы знаете, какое расстояние отделяет нас».

Многими самыми чудесными для нас свойствами владела Елена Ивановна, но не будем забывать, что они давались ей через мучительное раскрытие центров и их огненную трансмутацию, и в этой огненной трансмутации не было никакой самоцели – она была подчинена и вызвана необходимостью Служения Иерархии Сил Света, Общему Благу, самой Эволюции. А именно, в миссию Елены Ивановны входило стать связующим звеном между пространственным огнём и планетою. Каждый её центр принимал свой огонь, и эти преображенные огни уже действовали на расстоянии. Каждый центр является творцом. «И Тара Белая, можно утверждать, так много творила. Много рекордов преображений, так назовем трансмутирующую силу Агни Йоги. Среди жизни так явлена Тара. Ступень перехода в высшую сферу так сияюща!».

Человечество тонет в своих невежественных отрицаниях, и потому оно может быть спасено только направленным творчеством огня, трансмутирующим все тёмные порождения человечества. Только тонкие энергии создают новые возможности, трансмутируя все творчество человечества. «Посланный огонь пространства, как вихрь, окружает землю, но, как глухая стена, стоит кора земная. Так развитие явления чувствознания откроет назначение этих энергий. Когда Мы говорим об утверждении тонких энергий, то Мы понимаем тончайшие энергии, как духотворчество. Проявление собирательства расы основано на духотворчестве. Принцип тонких энергий закладывается в духовном зерне и каждый дух, прикоснувшийся к пространственному проводу, насыщается Собирателем новой расы. Так вибрация Тары будит сознание к высшим мирам. Да, да, да!». Мощным было названо Наивысшим психотворчество Елены Ивановны, зовущим от земной заскорузлости в Дальние Миры. Только прошедший сквозь победные битвы на пути к Беспредельности познает муки и радость огненной трансмутации психических центров во благо человечества. Это огненное устремление в своём величайшем напряжении, истинно, захватило все космические сферы.

Сказано: «Только когда сущность насыщена огнём, можно сказать, что она всепроникающа. Только когда действие проникается огнём, оно творит. Только когда все факелы зажжены, Свет разит тьму».

Огонь духа Елены Ивановны объединился с космическими огнями, и потому он творил космически. Истинно, Пламенная Агни Йогиня явила огонь человечеству в Эпоху Майтрейи, в великое время смещения. Тяжко, трудно было Елене Ивановне, но ведь кому-то надо было принести Огонь на омертвляемую каждодневно планету – Огонь Жизни, Огонь Эволюции, ведь Огонь Учений Великих Учителей из-за людского невежества был в значительной степени пригашен и потребовалось срочно очистить фитиль неугасимой лампады знания Духа от нагара самых тёмных представлений и дать возможность Истине засиять. Огонь духа Елены Ивановны и явился тем КРЕМНЕМ, посредством которого Наивысший и высек для современного заблудившегося человечества духовное пламя, осветившее новые ступеньки крутой лестницы эволюции человечества. Время обывателя кончилось, засияла ЗАРЯ ПОДВИГА. И этот свет ПОДВИГА внесла в наш мир Елена Ивановна Рерих.

 

 

Hosted by uCoz