В РОССИИ

Путешествие продолжается. Постоянное ощущение незримой, но такой благодатной помощи Учителя поддерживает силы Елены Ивановны. А ей чрезвычайно трудно. Жара преследует её и буквально убивает... «Уже шесть часов вечера, а жар ещё не начинает спадать. Что будет с Е.И.? Сегодня ей было уже трудно. И какое право имел этот хотанский дьявол арестовывать и так задерживать нас? Ведь могли мы здесь проезжать более месяца тому назад, когда не было жары!»

Караван идёт ночными переходами. Все больше слухов о разбойниках. Мужчинам приходится идти с заряженными револьверами. Однажды остановились на какой-то станции, утопающей в грязи. Следом приехали китайцы. «Начались безобразия – ходили через нас, плевали, тут же развели кизяковый огонь, выедающий глаза, капали масло и обливали чаем.» А сколько было ещё таких грязных и вонючих станций, ночлежек, сколько грубости чиновников и острого ощущения своего бессилия перед каждую минуту готовым совершиться насилием!

И все больше вестей о России. Местное население хвалит тамошнюю жизнь. Но самое трудное, судя по слухам, будет перейти пограничную полосу – там грабежи и насилия.

Но вот, наконец, граница Китая – впереди РОССИЯ! ДОМ... Как здесь встретят? «Выходят бравые пограничники. Расспросы. Общая забота сделать нам, как лучше.» «Внимательность и забота. И огромная жажда знания.» «В этой жажде знания – все реальное будущее и весь свет труда. Е.И. читала письма об индусской философии.» «Народ, который так хочет знать, и получит желанное.» «Какая жажда знания!» «Ведь такая жажда горами двигает, ведь она даёт непоколебимое мужество к новым построениям. За наш долгий путь мы давно не видели глаз русских, и глаза эти не обманули. Здесь оплот сил эволюции. Елена Ивановна читает письмо Махатм. Расспросы о Йогах, буддизме, Индии, об учениях жизни.»

...И вот Москва. Имя Николая Константиновича уже обрело мировую известность, с художником надо считаться... З.Г.Фосдик пишет: «Как только мы прибыли в Москву, тотчас все двери распахнулись перед нами, стоило лишь нам произнести имя Н.К. Он приехал – и в первый же день чудесный приём у Чичерина, затем дома у Луначарского, Каменева, Крупской. Но самая замечательная встреча была в ГПУ (и не удивительно?!), где были произнесены имена Майтрейи и Шамбалы и куда пришли с именем М. Предложения о сотрудничестве были встречены с энтузиазмом, несколько раз встречались с тем, в чьих руках власть».

З.Г.Фосдик, приехавшая в Москву для встречи с Рерихами, вспоминает: «Мы жили в центре, в гостинице, название которой я запамятовала; кажется, называлась она Большой Московской. Домашние дела легли на меня. Я заказывала в ресторане вегетарианскую пищу (что требовало особого контроля), ходила в магазины, покупала икру, молоко.

Елену Ивановну мы застали больной. К тому времени её организм уже настолько утончился, что она с трудом переносила атмосферу большого города. Николай Константинович был весьма озабочен состоянием её здоровья. Он даже вынужден был прибегнуть к услугам доктора. Тот осмотрел её, распорядился поставить пиявки, чтоб оттянуть кровь. Но процедура оказалась столь мучительной, что Елена Ивановна не выдержала и прервала её. Пришлось отставить пиявки, так же, как и химические препараты, которые тоже не принесли должного облегчения.

Ни в каких официальных московских встречах Елена Ивановна не участвовала. Этим занимались Николай Константинович и Юрий Николаевич. Иногда они брали с собою меня...

...Надо сказать, что большие надежды Рерихи возлагали на тогдашнего комиссара иностранных дел Чичерина. Елена Ивановна говорила, что у него тонкая психическая организация и что он обладает чуткой восприимчивостью к происходящему. На встрече с Чичериным я не была. Но отлично помню Николая Константиновича и Юрия, только что возвратившихся от Чичерина. У Николая Константиновича был несколько усталый вид. Он сказал: «Ну вот и свершилось: мы вручили письмо и землю. Земля, предназначенная для могилы Ленина, была взята с места захоронения священного пепла Будды». Об этом Николай Константинович сообщил Чичерину.

Вдова Ленина. Луначарский. Чичерин. Как вы понимаете, это наиболее интеллигентные представители советского правительства, но, как вскоре выяснилось, серьезного влияния на положение дел в стране они не имели. А с теми, кто имел, Рерихи не намеревались встречаться.

Рерихи передали правителям России Послание Махатм.

«На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага!

Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28–31–36. Привет Вам, ищущим Общего блага!»

Около месяца спустя в Новониколаевске-Новосибирске было вечером сказано Елене Ивановне Великим Учителем: «Истинное мужество было явлено при передаче моего послания самым напуганным людям. Невозможно передать, в какой вы были опасности, когда вы были в Москве. Малейшее сомнение или колебание могли бы привести к гибели. Потому просил вас понять серьезность момента. Учитель новых должен трансмутировать мысль в действие.

Прежде чем привлекать других, надо работать над собою. Считаю, результаты, достигнутые в Москве, имеют историческое значение. Вы же будете жить в Верхнем Уймоне...».

Сейчас узколобыми людьми сам факт Послания Махатм, приветствия Ими фактического саморазрушения Церкви, ставшей рассадницей лжи и нелепых суеверий, Их материализм, Их выступление против чувства частной собственности воспринимается с их сугубо земной «кочки» зрения, чуть ли не как сатанизм, как проявление бесовства: ведь церковь, самозахватно объявившая себя «святой», стала в глазах таких людей действительно «святой»; они простили ей инквизицию, гонения, костры, всевозможные насилия; такие люди так обоготворили церковь, что она для них стала выше самого Иисуса Христа, который нигде не заповедал строить Церкви. В то же самое время церковь, призванная быть воспитателем нравственным народа, этой исторической и космической задачи не выполнила, свидетельство чему насилия и жестокости гражданской войны, молчаливое и трусливое попустительство злу во все времена советской власти. И ныне не слышен что-то голос Церкви против наступающего торгашества, наоборот, попы освящают всевозможные биржи и банки, воровские конторы и притоны; ныне, когда идёт тотальное наступление на Родину, на самою русскую Духовность, что-то опять не слыхать голоса «святых отцов» во имя Единения, во имя Спасения Родины. Не рискуют церковники выйти из монастырских затворов и церковных стен в массы народа. Когда же ветшает и рушится сам дух народа, Владыка церковный выдает все это за возрождение! Сколько же можно, кривя совестью, выдавать черное за белое и наоборот?!

Нападающие на «Послание Махатм» указывают на то, что в нём поддерживается «лишь все разрушительное». Действительно, впечатление складывается именно такое, тогда как Махатмы во все времена поддерживали лишь созидательное начало Эволюции. Но можем ли мы быть уверенными, что имеем перед собой полный текст Послания? Не подвергся ли он умышленному редактированию? И потом: самая главная часть «Послания Махатм» могла быть и, скорее всего, передана Н.К.Рерихом устно, с глазу на глаз, не случайно же, что он имел несколько встреч с тем, «кто имел реальную власть», то есть со Сталиным (?!). Для таких встреч надо было иметь и весомые положительные предложения, Сталин (?!) колебался, не зная, что ему делать – принять ли ему неожиданное Предложение, признать ли Водительство Высших Сил, ведь это значило поступиться собственной единоличной властью. Как мы знаем, самость пересилила, и, соответственно кармическому закону, страна вынуждена была жестоко расплачиваться за эту самость правителей. Вместо взлёта вверх слепое мыканье по всем ужасающим безбожным кругам Ада.

Смысл миссии Рерихов в Москве не понять без правильного представления об ЭВОЛЮЦИИ. Именно в это время Елена Ивановна принимает книгу «Община», или «Общее Благо», которая посвящена проблемам эволюции. Первоначальный вариант этой книги вызвал и вызывает много недоумения даже у последователей Живой Этики. Тем более ныне, в свете всего совершенного в России, когда всякое положительное упоминание имени Ленина, коммунизма вызывает в людях взрыв слепой ярости, поддерживаемой искусственно создаваемыми безобразиями. Ещё раз скажем о неправильном понимании понятия ЭВОЛЮЦИИ людьми, которая связана у них с созиданием земного благополучия: чем «жирнее» жизнь, тем человек якобы больше отвечает целям эволюции. Но это жестокое заблуждение! При таком понимании эволюции из неё автоматически вычеркивается сам живой человек, он превращается во всепоглощающее двуногое животное, которому всё мало. Но это инволюция. В центре истинной же эволюции – духовное совершенствование человека, его сознания. И Община Высшими Силами предлагается человечеству как магистральный путь развития общественного устроения, как часть единой мировой кооперации всего Космоса, как часть вселенского сотрудничества.

Сейчас человечество бьётся между капитализмом и его антиподом – государственным коммунизмом (в действительности же – государственным капитализмом под прикрытием коммунистического идеологического камуфляжа), в то время как есть истинный и срединный путь – добровольных духовных ОБЩИН, против которых равно восстают все существующие государственные структуры. Община – не тотальная темница, а добровольная кооперация сознательных тружеников. «Истинно, только щит Общины поможет осмыслить пребывание на Земле. Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами. Эта кооперация, начатая сознательно (с добровольного земного согласия, а не насилия под штыками), вовлечёт в орбиту сношения новые миры, этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности.»

Сказано Наивысшим: «Вы понимаете, что без общины земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах... И каждое движение мира обусловлено общиною... Всему поможет община, но общине – расширение сознания».

Книга «Община» выводит человечество из тупика узкого земного существования, ставит в самую тесную связь с Космосом и Иерархией Сил Света. Для подлинной эволюции «Важна эволюция не человечества земного, но человечества всего мира, ибо надо отучаться от мысли, что человек ограниченное существо, рожденное только для того, чтобы сгнить в земном прахе». Нет, «Вдумайтесь в слово человек – оно означает дух или чело, преходящее веками. Вся смена воплощений, вся ценность сознания выражена в одном слове...». «Именно человек – существо космическое, Земля – лишь одна из временных остановок на пути беспредельного совершенствования. Но на путь этого космического сотрудничества и Красоты можно выйти только через устроение земной Общины сознательных тружеников. Путь накопления земных богатств никогда не признавался Великими Учителями. В двадцатом столетии пришло время Земле собираться в новый путь» – путь кооперации с другими мирами, без которого невозможно дальнейшее развитие человечества. Именно на Земле нужно воспитать своё сознание в духе сотрудничества, взаимопомощи, самой тесной связи с Иерархией Сил Света, к чему уже не пригодными стали все земные религии, служащие земной плоти. Ведь тупые, невежественные, самообольщенные земным богатством и похотями плоти сознания до Нового Мира, до Града Небесного не дойдут. Люди с протухшими сознаниями, воспитанные на частной собственности, рабских предрассудках земных религий, земной исключительности, будут оставлены замерзать с тараканами. Об этом предупреждал своих слушателей Иисус Христос: «Много будет позванных, да мало избранных». «До Общины доходят только в ясности мышления.» Яркую непередаваемую ответственность приносит очищенное мышление.

Духовная Община утверждена Высшими Силами как ускоренный земной путь спасения в условиях смены Рас и надвигающихся в связи с этим катаклизмов. Эта Община должна изгнать невежество, запреты, ложь, грубость и насмешку. Предательства даже в зачатке недопустимы. Новая Община и подсунутый нам бездуховный невежественный «коммунизм» марксистов – это понятия совершенно несовместимые, ибо «невежественный коммунизм – это темница», которую мы с лихвой испытали  на себе за годы так называемой Советской власти. И то, что на протяжении десятилетий преподносилось нам как «истиный коммунизм», в действительности же есть злонамеренное очернительство, сознательное искажение тёмными силами светлого понятия Духовного Братства. Темные, захватив власть в Новой Стране, постарались сделать все, чтобы вызвать у народов отвращение к идее коммунизма и Общины. Но «коммунизм, подкреплённый техникой, даст мощное устремление к знанию. Именно, община должна быть самым чутким аппаратом эволюционности. Именно, в сознательной общине никто не может утверждать о сложившейся мироизученности. Всякая тупая преграда отметается обостренной вибрацией коллектива. Даже намек на законченность делает невозможным пребывание в общине. Кто же примет клеймо тупости?». «Нет, не может быть коммунист, ограничивающий своё сознание, иначе он уподобится женской ноге старого Китая... Какой общинник может прикрыться плесенью суеверия?.. Младенческий материализм явится дурманом для народа, но материализм просвещенного знания будет лестницей победы. Без отрицания, без суеверий, без страха подойдете к истинной общине. Без чудес найдете ясную реальность и киркою испытателя будете вскрывать закрытые глубины. Полюбите бесстрашие знания.» Из жизни новой Общины должны быть изгнаны запреты. «Около Общины должна быть вдохновлённость». Только Община, основанная на труде и знании реальности, может способствовать эволюции. «Все сознающие общину движутся вперёд. И не может быть общин, противных друг другу, так же, как ощущение голода не может быть противоположно во всех видах. Так, против Общины будет говорить лишь тот, кто начал двигаться назад, входя в состав космического сора.» «Для Нас община является сложившимся делом жизни. И Мы можем говорить о ней со всей ясностью долгого пути. Нас не запугает никакая недодуманная неразбериха, и Мы видели достаточно космического сора и принадлежать к нему не собираемся.

Общину будем защищать всеми силами знания.»

Но, может быть, потому община пугает человечество, что она «ставит условием для вступления два сознательных решения – труд без границ и принятие задачи без отказа»? «Лучшие люди поняли общину и никакую иную форму не предложили.» Но у нас же ещё со школьной скамьи вдолблено слово «община» рядом со словом «первобытный», и потому понимается Община как нечто примитивное, убогое, первобытное, чуть ли не коллектив людоедов с безжалостной властью выживших из ума старцев, которых за древностью и кровожадностью давно пора на погост отнести. А ведь первобытные, вернее сказать, послепотопные, Общины создавались Посланцами Белого Братства как единственно правильная форма общественного устроения. Община заповедывалась во все времена. «Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества... В построении Будды можно двигаться по бесчисленным этажам, и двери будут везде открыты призывом общины. Точное знание Будды позволило ему определить точное состояние современников и только в далеком будущем увидеть Общину Мира... Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой общины. И всем возражающим против общины скажем – «каждый человеческий организм носит общину в своём строении. Но кто же боится Общины? – те, кто устрашаются напряжённой работы, они боятся формы и закона энергии. Пусть они бесформенно идут к разлагающимся Лунам».

Лейтмотив этой любимой книги Елены Ивановны:

«ИЩИТЕ ОБНОВЛЕНИЯ ВО ВСЕЙ ЖИЗНИ!»

Община – это веление эволюции. «Даже для племенных свиней требуются определенные условия жизни. Как же человек, решившийся на подвиг социальной жизни, может оставаться в прежних мещанских берлогах? Как же может ложь или трусость жить под личиной коммунизма?» «Община есть единственный разумный способ человеческого сожития. Одиночество есть разрешение вопроса жизни вне общины. Все промежуточные явления – различные ступени компромисса и обречены на разложение. Говорят о наследственной теократической власти – само построение абсурдно. Слово «наследственность» и ТЕО несовместимы. И кто определит степень ТЕО? Тирания и военный империализм уже в зарождении носят признаки разложения. Короли, конституции могут вызывать улыбки сожаления. Все комедии парламентов могут служить лишь назиданием бренности жизни. Все псевдосоциалистические гримасы могут внушить лишь отвращение. Только сознание общины утверждает эволюцию биологического процесса.

Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно – неравенство и наследование. Всякое неравенство ведёт к тирании. Наследование является компромиссом и вносит гниение в основы.

Только из общины мы можем мыслить о будущем и перенесём сознание на улучшение всей жизни, и борьба за существование сменится завоеванием возможностей. Так мыслите об Общине. Улучшайте сознание.» «Нужно уметь создать мир личной ответственности за сознание.»

«Часто обвиняют общину в насилии над свободой личности. Это обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но не к общине. В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, может каждый труд изощрён новыми достижениями. Нет скуки механического выполнения, ибо работник является в то же время испытателем. Он понимает значение задачи, чтоб, не нарушив общий комплекс движения, внести совершенствование работы... Нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идёт для будущего, и каждый внесет лучший камень...»

Потом:

«Учите понять Общину как кипящий котел возможностей!»

«Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты.»

То, что строилось в нашей стране, – это невежественная община, это хорошо удавшееся тёмным силам построение лжеобщины. «И когда человек попадает в несовершенную общину, в ужасе он устремляется в противоположность – это неправильно.» Понявший несовершенство должен начать более совершенное.» Новая Община должна быть Храмом Знания и Красоты. Сектантство и лицемерное ограничение будут противоречить эволюции общины. «Кроты запрещений и ограничений никогда не увидят солнца!»

Нужно понять Общину «как вместилище всех возможностей и всех накоплений. Каждый умаляющий границы и мощь общины становится предателем. Община – чаша солнечной радости!!!»

Потому важно:

«считать мировую общину как необходимость эволюции»;

«признать непреложность эволюции общинного начала».

Но «несвободный, мыслящий из себя, действующий для себя человек погружается в океан лживых течений», в материалистическое накопление, в очевидность, а не живёт в Действительности.

Великие Учителя отвергают насильственное построение Общины. Не может быть сейчас насильственного распределения вещей в силу объективных причин незрелости человеческого сознания. Насилие порождает ложь и лукавство. Нечего насильно пытаться отнимать вещи и тем создавать страсть к рухляди. Главное – уничтожить землевладение и наследование и разумно провести образовательную задачу унизительного значения собственности. «Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Так же, как религия отменяется не запрещением, но предложением учения жизни. Не существует литературы против собственности. Лишь немногие победили дракона рухляди. Но многие мечтают о собственных приобретениях.» Противозаконны, с точки зрения космических законов, все частнособственнические устремления. Сами «законы свойств материи свидетельствуют, как отказаться от этого гадкого и мелкого чувства собственности! Истинно, «надо мужественно углублять завоевания основ освобождения» от всей рухляди сугубо земных чувств собственности, самости, от очевидности миража внешне благополучной, но внутри губительно-развратной пустоты жизни.

Нет какого-то одного пути к осознанию необходимости и жизненности построения Общины. Тут системой обычных лекций не поможешь, да и сами общины не могут развиваться по какому-то единому направлению, за исключением духовного. У каждой общины могут быть свои задачи, а значит, и свои пути решения. «Явление разнообразия задач необходимо, иначе столкнутся силы растущего сознания.»

Община не принимает лишений – это будет кладбищенская община. Истинная Община не указывает ни вериг, ни бичевания. «Как корабль, полный сокровищ, несёт указанная община. Ярко светит познание бесчисленных свойств материи... нет лишений и угрюмых испытаний, когда проливается целый поток благодати... Среди монотонности обыденности надо ощутить реальность Космоса, всю красоту космической эволюции и великого назначения человечества и человека в отдельности. Конечно, трудно голодному среди горестей, смертей, болезней найти «свиток пути без начала и конца». Как сказать голодному о вечности? Исходя из настоящего, он представит себе вечный голод. Кто же и где, преломив сперва хлеб, поведет к вечности? Хлеб Земли и знание явлены лишь в общине».

И уже невозможно более оставаться в земном невежестве: сама природа уже жестоко мстит заблудившемуся в сетях очевидности и безответственных эгоистических устремлениях человечеству. « Как единственная дверь для движения – остается община. Пусть толкования общины многоразличны, но русло их одно. Отчалив от ветхого берега, человечество неминуемо достигнет того же эволюционного указанного прямого утеса Нового Мира. Только слепые не замечают неслыханного ускорения темпов эволюции... Тяготение к эволюции заставит всех подняться в борьбе миров... Борьба отвечает космическому потоку. Борьба за общину считает дни будущих побед».

Конечно, Елене Ивановне было чрезвычайно трудно понять и принять столь мучительно-кровавые роды Нового Мира, осложненные целым рядом субъективных факторов, – все её существо протестовало против насилия, жестокостей и убийств, против трусливых московских правителей, но ей надо было подняться над всем этим, как некогда Арджуне, герою её любимой поэмы «Бхагавад Гита», проникнуться пониманием всего надземного смысла совершающейся эволюции и самого человека, вместить внешне несовместимые противоположения. Точно так же и мы через десятилетия никак не можем воспринять смысла всего того кровавого, что разразилось вдруг над Россией, на всех парусах устремлённой к экономическому благополучию. Потому что мы не можем и не хотим понять, что к двадцатому столетию решительно все на Земле обветшало, сознание человечества окончательно протухло, во всем наметился упадок и деградация, нашедшие своё отражение в слепом технократическом прогрессе. Задачи ЭВОЛЮЦИИ решительно потребовали от человечества ОБНОВЛЕНИЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ, и СОЗНАНИЯ прежде всего. Как перед страхом смерти мы решаемся на болезненную, но спасительную операцию, так и тут нужно было решительно двинуться новым путём, под страхом окончательной погибели всего и вся на всей Земле. И России Велением Свыше выпало ПРАВО БЫТЬ ПЕРВОЙ, стать ДУХОВНЫМ ЛИДЕРОМ человечества. Но силы тьмы, опирающиеся на людское невежество, сумели повернуть события в своё русло.

Благополучие затмило сознание людей. «Хуже всего благополучные люди, ибо сознание их застывает, они не способны воспринять новое, боясь потерять своё мнимое благополучие». Учение разрушает всякие понятия условной добродетели и даже объявляет привычную нам сентиментальную доброту суррогатом справедливости. Истинно, как говорил ещё Иисус Христос, надо идти по жизни детьми – без самостных приобретений, без гордыни, тщеславия, зависти и самомнения, а «румяная добродетель любит сундук сбережений и всегда станет защищать его». С таким сундуком рухляди в Новый Мир не пройти, Нового Неба не увидеть. Устарели все мировоззрения, все религии покрылись коростой предрассудков и суеверий, потому «Утрите слезы благости, нам нужны искры возмущения духа!». «Сожаления по прошлому, по привычному не нужны для эволюции, ныне нужно осознать, что «крылья растут на конце меча!», поднятого против заплесневелого старого мира.

«Община» устами Наивысшего предупреждает, что не нужно понимать новый мир во всей сусальности, что он не падет с Неба сам по себе, наоборот, «Множество несовершенных элементов будут нагнетать построение вниз в слои вещества отработавшего и отравленного... Нужно понимание нового мира во всей суровости».

Сейчас многие не выносят самого слова «коммунист» и когда встречают его вместе со словом «Община», то с негодованием невежества отодвигают в сторону книгу «Община» и другие книги Спасительного Учения Агни Йоги. Им невдомек, что Учение утверждает совершенно противоположное понятие коммуниста – гибкого, подвижного, смелого, без предрассудков и предубеждений, открытого познанию. Явление духовного коммунизма приравнено Наивысшим к самому космическому построению, а служение этому построению обязывает, в первую очередь, коренным образом изменить сознание. Хватит вращаться в иллюзиях следствий, пора знать реальные причины, «надо наблюдать сущее по возникновению событий», иначе можно остаться «читателями газет, составленных плутом». Не надо путать наше общество, утвердившееся на младенческом материализме, явившемся «дурманом для народа», с Общиной Будущего, которая должна стать «лестницей Победы просвещенного знания». «Без отрицаний, без суеверий, без страха подойдете к истинной общине». Только путём открытого сознания и через бесстрашие знания.

Нам, ныне обозлённым на весь марксизм-ленинизм, преподанный его невежественными последователями посредством штыков и колючей проволоки ГУЛАГа, диким кажется утверждение, что Старшие Братья человечества легко вмещают положения учения Маркса и Ленина. В отличие от многих земных учений, это учение привлекло внимание Махатм своей конкретностью, материализмом, эволюционностью. «Мы не находим закостенелости и отвергания материи». Владыка сознательно не останавливается на критике слабых сторон Учения Маркса или промахов Ленина, Он утверждает лишь то положительное, которое имеется в каждом учении, в том числе и марксистско-ленинском, в частности – эволюционность. А кто как не Ленин утвердил беспредельность свойств материи, говоря о неисчерпаемости электрона, в то время как в философии тогда утверждалось чисто субъективное направление мысли с его полным отрицанием всякой материи. «Материя – это не навоз, а вещество, сияющее возможностями!».

Ценность марксистского учения Махатмы увидели в том, что его основатели совершенно научно предсказали эволюцию: от капитализма цивилизация должна перейти на более высокую стадию общественно-экономической организации – коммунистическую. Но в то же время надо понимать, что признание положительных сторон марксистского учения ещё вовсе не означает, что Махатмы принимали его целиком и полностью. Совсем нет! Они прекрасно и лучше нас осознавали всю его убогость и ограниченность, всю опасность впадения в дурман младенческого материализма с его приматом материи и фактической ликвидации духовного начала и отрицанием присутствия Высшей силы в Космосе. Великий Учитель и здесь оказался верен своему неизменному принципу преуменьшать плохое и увеличивать хорошее, этим самым проявляя великое снисхождение к человеческому робкому и рабскому сознанию. И если внимательно вчитываться в строки Учения, то они в действительности являются самым суровым приговором той невежественной темнице инквизиторов, что была выстроена у нас в стране под флагом коммунизма или социализма. Не случайно, что и само Учение, в частности, та же книга «Община» не могли найти дорогу в Россию долгие десятилетия, ибо для власть имущих она являлась гремучей смесью.

И не надо смущаться именами Маркса и Ленина, упоминаемыми в «Общине». Надо быть объективными к себе и справедливыми к ним. Мы теперь склонны видеть в этих фигурах только исчадий ада, только набор самых отрицательных и самых злобных черт, но, надо признать, если мы обладаем хоть граном честности и совестливости, что не может человек состоять из одного только отрицательного, иначе он попросту не смог бы состояться как человек. И потому основатели марксистского учения ставятся нам в пример Великим Учителем, что они в действительности обладали редкостной целеустремлённостью, трудолюбием, своеобразным бесстрашием, устремлением к знаниям, пусть и однобоким, верностью своему долгу, верой в своё дело – то есть всеми теми качествами, которыми каждому из нас не худо бы научиться владеть. Конечно, Великий Учитель мог бы разобрать и отрицательные черты их личностей, но это вовсе не входило в его цели, и потом Учение «Агни Йога» предназначалось в Россию, где тогда имена Маркса и Ленина боготворились до самого последнего времени даже теми, кто ныне люто их ненавидит, и надо было действовать по сознанию людей. А это первая заповедь Сил Света – действовать по сознанию. И кто не понимает всей диалектичности Учения «Агни Йога», не может совместить противоположения, тому лучше без хулы на Учение отложить огненные книги Спасения.

И все равно человечеству, ныне соблазненному пряниками капиталистического «рая», придётся усвоить ту истину, что без истинного сотрудничества в форме духовной Общины в эволюцию не пройти, как верблюду не пролезть через игольное ушко.

В Москве Рерихи прожили около месяца. Елена Ивановна была страшно огорчена половинчатым результатом поездки, ведь, как сказано, «нет ничего хуже губительной половинчатости». По её мнению, и в действительности это так, был упущен уникальный исторический шанс, который мог уберечь в ближайшем будущем от ненужных страданий и гибели миллионы человеческих жизней. Ведь вовсе не жертв требовал начавшийся новый виток космической эволюции, а быстрейшего подключения людей к подлинной эволюции, к пониманию её целей и задач. Всякое отвергание Высшей Помощи с неизбежностью ведёт к одичанию, озверению, к отдаянию себя в область низшего, силам зла.

Не ослепнем для Высшего! Не повторим неприятия Спасения!

В конце пребывания экспедиции Рерихов в Москве позвонили от Дзержинского: тот пожелал лично побеседовать с Рерихами. Но когда отец с сыном уже сидели в приемной Дзержинского, им было неожиданно отказано в приеме. Только на следующий день выяснилось: скоропостижно умер Дзержинский, именно в тот момент, когда у него в приемной находились Рерихи.

22 июля – отъезд Рерихов из Москвы. Он совпадает с похоронами Дзержинского. З.Фосдик вспоминает: «толпы народа, музыка, пушки, важные персоны – мы на балконе гостиницы «Метрополь». Очень беспокоимся, как бы не опоздать, но, наконец, три автомобиля прибыли, и наши проводы – среди огромных толп народа и военных со знаменами и музыкой – получились совершенно удивительными и необыкновенными. Массы народа настроены дружественно, с интересом смотрят на нас, люди обращаются к нам, передавая приветы своим далеким друзьям в Америке. Участники похоронной процессии на нашем пути великодушно расступаются, как по волшебству, даже почтительно, давая нам проехать... Е.И вспомнила виденный сон в «Сером Дворе»: их пятеро, идущих сквозь толпы, музыка, солдаты в синих фуражках, знамена, – и ей было сказано, что это в Москве.

Первый день нашей поездки очень радостный. Много говорили о будущем. Разрабатывается план, чтобы всем нам вернуться сюда в марте или апреле следующего года и всем отправиться вместе с Борисом Константиновичем (младший брат Н.К.Рериха, архитектор) на Урал, где мы снова встретимся с Е.И. и Н.К...

«...Мы радовались новым впечатлениям, как дети. Выбегали на остановках, чтобы купить сувениры, полакомиться пирожками. Елена Ивановна с улыбкой наблюдала за нами, но не вмешивалась в наши разговоры. Молчала. И только потом, когда поездка закончилась, уже на Алтае она проинформировала, что наибольшая опасность подстерегала не там, где мы её ждали – в Москве, – в дороге. Поэтому в течение всей поездки она усиленно медитировала, чтоб оградить нас невидимой защитной сеткой от всякого рода неожиданностей.

...Елена Ивановна предложила картину: наверху Учитель, как маяк, от которого исходят пять нитей к ученикам. Если кто потерял веру, устрашился, впал в сомнение – нить обрывается.

Он по-прежнему связан с другими учениками, но уже отрезан от Учителя, Который не может больше защищать его, когда тот в опасности.»

«...Я спросила, что самое необходимое сейчас. Е.И. ответила: первое – устремление, и затем соизмеримость. Первое включает в себя бесстрашие, второе – мудрость. Затем я спросила, над чем надо сейчас работать. Е.И. сказала: изучайте состояние библиотек, как устроены детские отделы и что там читают, например, предлагают ли детям книги по ботанике...».

Фосдик замечает, что Елена Ивановна «многое слышит». То есть связь Елены Ивановны с Учителем становится все прочнее.

В Новониколаевске поступил указ Учителя направиться в Верхний Уймон.

Из дневника З.Г.Фосдик: «Мы начали нашу поездку по Оби, сев на пароход в Новониколаевске. Очень жаркий день, но к вечеру становится прохладнее. Кругом леса, чудесно благоухающий ароматом сосен воздух. Говорили о смерти. Е.И. сказала так прекрасно: «Учитель будет с вами в последний час. Он не оставит своих учеников».

27–28 июля... Очень жарко – бедная Елена Ивановна страдает ужасно...

Вечером пришло: «Ручаюсь за успех. Примите неслыханную серьёзность момента. Удержите ощущение центра Моей Страны. Бывшее в прошлом лишь игрушки в сравнении с настоящим. Считаю, как жемчуг, мгновения устремления вашего. Так важно его присутствие. Ужасный ящер угашает огонь ваших шагов. Потому будем держать факел в неприкосновенности. С соизмеримостью Мы будем смотреть на подробности, которые ввержены превратностям, и тем охраним ствол дерева».

1 августа 1926 года. Выехали позднее, чем намечалось. Е.И. крайне не понравился возница Эдоков: она сказала, что мы хлебнем с ним горя, и просила нас отказаться от него и нанять других лошадей, брички и возчиков. Мы не послушали её, но её слова были, как всегда, пророческими. Вся поездка оказалась очень опасной из-за Эдокова».

Пришлось переночевать в каком-то переполненном сарае. Елене Ивановне вместе с Фосдик вообще пришлось спать в бричке, сидя. Мужчины спали на столах, не раздеваясь.

«Дорога и пейзаж совершенно восхитительны – ковры из голубых, лиловых, желтых, розовых цветов! Е.И. чуть не плакала от радости при виде этой красоты».

Красота алтайской природы буквально потрясла Рерихов. Потом, в Верхнем Уймоне, Елена Ивановна говорила местным жителям: «Мы уже несколько лет ездим, плаваем, летаем, побывали во многих странах мира. Но лучше вашего края не нашли. Воистину он благословенный!»

После завершения своей экспедиции Рерихи мечтали вернуться на Алтай и поселиться там на постоянное жительство. «Планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем. Они хотели вернуться на Алтай, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся.

Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены – и об этом они нам говорили – что на Алтае будет возведен город будущего: Звенигород. Они знали даже высоту, на которой будет расположен этот город. Рассказывали о трехступенчатом принципе расположения города Новой Эпохи. Внизу – сам город, над ним Храм человеческих достижений, а над ним – место встречи земли с духом. Храм человеческих достижений, – говорили Рерихи, – можно считать и Храмом Махатм, ибо Махатмы примут непосредственное участие в его строительстве. Об этом они заявили прямо и недвусмысленно в одном из посланий, полученных Рерихами: «Камень положим во Храм».

В Верхнем Уймоне Рерихи поселились в двухэтажном бревенчатом доме, на стене одной из комнат которого была замечательная роспись – красная чаша. Когда-то в этом доме размещалось Белое, а затем и Красное правительство во время боёв 1917–21 годов. Приезд Рерихов взбудоражил всю округу. Одни считали, что Рерихи – царь с царицей, другие утверждали, что это американцы, а старообрядцы, которых на Алтае немало, видели в них Посланцев из легендарного Беловодья – и как они были правы в своих предположениях!

По утрам на конях Рерихи отправлялись исследовать окрестные горы: из-за нехватки средств советское правительство попросило членов экспедиции Рериха заняться изучением Алтая, в частности горных пород. Кроме того, исследовались старинные погребения, которых здесь было множество.

Работой были заняты все дни. Прихватывали и вечера. Керосиновых ламп Рерихи не признавали, покупали воск, из которого местные жители делали для них свечи. Нередко Елена Ивановна плакала потихонечку, чтобы никто не видел: тосковала по оставшемуся далеко в Америке сыну Святославу, мечтала о дочери – была бы помощницей.

Можно только догадываться, с какой целью Рерихи прибыли на Алтай. Может быть, таким путём хотели идти к Шамбале? Может быть, искали место для своего будущего Звенигорода? А скорее всего, они заложили магнит, определяющий место и сроки будущих построений. Ведь заповедана же на Алтае последняя битва между силами Света и тьмы! Во всяком случае, они выполняли Поручение Учителя.

 

 

Hosted by uCoz