- Что такое сознание, как оно возникает?

- Ответ на этот несомненно один из самых сложных вопросов, которые только могут стоять перед человеческим сознанием не так уж и сложен, если изначально понимать сущностное единство всего мира и его явлений, а как частный случай проявления этого единства его сущностную диалектику, как связь всех противоположных явлений.

Ответ на рассматриваемый вопрос поможет также увидеть как, а главное где начинает проходить и проходит граница любой человеческой мысли, вернее, где человек ее сам для себя проводит, и уяснить направление, которое эту границу может преодолеть, попробуем понять и осознать, что такое есть сознание.

В основе мышления находится явление рефлексии, как особой формы отражения.

Можно утверждать, что именно рефлексия, как движения от-себя-к-себе и порождает феномен сознания. Сама этимология слова "сознание" образованного как калька от латинского "conscientia" [1] показывает, что в основе его рефлексия знания.  

Знание, как отражения фактов событийности, будучи разделенным в себе, отражаясь в себе, бесконечно рефлексируя в себя порождает особую постоянно воспроизводящую себя структуру потока движения отражения. Эта структура сохраняет свою устойчивость в потоке себя. Указанная устойчивость имеет волновую природу и по существу и есть то, что называют «сознанием».

Существует физическое явление, которое показывает существенную сторону природы существования сознания. Это так называемый солитон

Есть и прямое подобие. Условный рефлекс, как минимальная структурная единица, своего рода атом субстанции сознания, так же относится к сознанию, как обычный атом относится к ДНК. ДНК сверхтяжелое органическое соединения молекулярным весом в миллионы единиц хотя и состоит из «неживых» структурных единиц, само в системе образует самый примитивный организм, в виде простейшего вируса.

Как известно условный рефлекс в качестве приспособительной реакции повышает шансы на выживание организма, являясь развитием врожденных рефлекторных реакций.

В свою очередь развивается и условный рефлекс. В таком развитии можно выделить две стадии: рефлексии и собственно сознания.

Рефлексия, например, в математике обозначается замкнутым на себя (нулевым) вектором, своего рода направленной петлей, начинающейся и заканчивающейся в одной точке.

Итак, точка – это символическое обозначение рефлекса, а точка с направленной петлей есть рефлексия ((рис 1)

Рис. 1

Для понимания феномена сознания важно осознать движение, развитие рефлекса как развитой формы отражения. Становление сознания это, по сути, своего рода прорастание рефлекса внутрь себя, вхождение внутрь рефлекса, его рост как во времени (продолжительности и фиксации ее моментов) так и в объеме и сложности (многообразии) реакций на среду.

Обычный условный рефлекс есть простейшая реакция на определенный раздражитель вида: «реакция – ответ». Направление такой реакции строго по линии: «от объекта», который вызвал ее и столь же строго – «на объект». То есть имеет место быть ординарный условный рефлекс с размытым (неоднозначным) позиционированием, имеющий прямолинейный и дискретный характер (рис 2).

 

Рис. 2

Параметр размытости рефлекторного отношения характеризует качество однозначности положения его в системе иных рефлексов. Отношение не до конца отвердело, оно размытое, недостаточно определенное.

Рефлекторное движение – это движение кратковременного «вспыхивания» мгновенных зародышевых «мыслей». Хотя, разумеется, мыслью такое движение назвать еще нельзя. Хотя бы из-за того, что скважность (отношение длительности вспыхивания к промежутку между вспышками) практически нулевая. Это еще не движение – это совокупность стояний в пути, еще настолько редких и кратковременных, что невозможно назвать это «движением», скорее моментами очень редкого дискретного перемещения. Но отбор и проверка значимости такого рефлекса числом повторений ведет к устойчивому позиционированию объекта в формирующемся пространстве реакций.

Организм может отныне осуществить то, что можно назвать первичным опережающим отражением. Концепция интерпретации сознания как опережающего отражения впервые высказана академиком П.К.Анохиным в отношении формирования безусловных рефлексов. Проявляет она себя и на уровне рефлексов условных.

Речь идет, например, о следующем. Животное «понимает», что место водопоя или удачной охоты неизменно и существует. Это закреплено многократным повторением. Потому к этим местам можно «осознанно» обратиться и обнаружить.

Обратим особое внимание, что результатом установления условно-рефлекторной связи является то, что реакция [2] присутствует ранее наличия воздействия. Причина и следствие в движении, использовании рефлекса – рефлексии как бы меняются местами.

Точка приложения воздействия и точка приложения реакции образуют единое тело рефлекса, которое отныне состоит из двух точек рефлекторного контура, состоящего из двух криволинейных векторов.

Фактически это означает реальное раздвоение рефлекса, у него можно различить два центра, которые в силу движения (диалектики) процесса – превращения друг в друга через самих себя - являют собой одно. Диалектика, как можно видеть проявляется в том, что движение содержания понятий «воздействия» и «реакции» перетекают друг в друга, понятия играют роли своей противоположности.

Криволинейное движение увеличивает длительность активности рефлекса. То есть позиционирование рефлекса раздваивает, превращает размытый рефлекс, рефлекс в процессе становления из точки в область, которая в конечном счете превращается в два полуэллипса, образованные векторами воздействий и реакций на воздействие.

Возрастающая непрерывность движения циркуляции снимает определенность обоих векторов как полюсов друг друга порождая их полное диалектическое превращение друг в друга. (рис 3). 

Рис. 3

Итак, образуется две векторные полупетли и рефлекс превращается в рефлексию – движение рефлекса.

Это очень важное обстоятельство, так как именно в этом находится элементарный диалектический акт превращения, перехода пары противоположностей «воздействия - реакции» друг в друга.

Скважность рефлекторных реакций постепенно возрастает. В еще неоформленную орбиту протомыслей включаются множество иных рефлексов. Так длится до тех пор, пока величина скважности постепенно приближается к единице, то есть длительность «вспышки» реакции становится много больше промежутка между «вспышками», прерываемыми «остановками» в точках, точнее (диалектика) – точке.

Следующий этап имеет две фазы, которые имеют область пересечения. Содержание первой в том, что две полупетли становятся одной (рис 4). А область воздействия обретает такую плотность и определенность, что образуется фокус, вокруг которого обращается протомысль.

Рис 4.

По сути, этот фокус есть ничто иное как первичное «не-я», которое есть все, что организм (среда) определяет как внешнее, что одновременно по отношению к иному формирующемуся полюсу означает формирование (становления) «я». Становление «я» и «не-я» протекает именно в такой последовательности, несмотря на то, что оба полюса едины и образуют единое тело, тело формирующегося сознания.

Именно среда, а в случае человеческого уровня сознания социальная среда, как общее определяет конкретное единичное человеческое «я». Среда является носителем всего того, что в последствии составит личность, а перед этим организм с системой безусловных рефлексов. 

Появление полуорбитального движения в функционировании рефлекса мы можем наблюдать рефлексию первого рода. В ней в полуорбите движения воздействий находится область, которая охватывает целостный комплекс жизненно важных устойчивых реакций на среду, который оформился в фокус. Движение по этой полуорбите еще дискретное, остановка осуществляется в точке реакции на среду, скважность меньше единицы.

Вторая фаза является превращением полуорбиты в полную орбиту, когда скорость движения по петле «воздействие-реакция» возрастает настолько, что она как бы отрывается от рефлекса-точки. Появляется второй фокус.

Если ранее функционирование рефлекса представляло собой серию линейных падений внутри неоформленного тела рефлекса, то теперь падение становится криволинейным и непрерывным.

В теле рефлекса, который достиг уровня развития рефлексии второго рода в непрерывном движении находятся протомысли. То что ранее было простым рефлексом, сейчас превратилось в единую рефлексивную систему, в которой выделены два центра (фокуса) рис 5.

Рис 5.

Этот второй фокус и есть зародышевый фокус конкретного аспекта осознанности, совокупность которых постепенно оформляется в протосознание. Оно остается таковым на протяжении всего времени развития (сознания), пока существуют два фокуса вокруг которых осуществляется движение, а осуществляется оно по эллипсу.

Развитие постепенно сближает оба фокуса пока они не солются в один.

Слияние обоих фокусов в один рождает единый фокус первичного протосознания. Скважность становится равной единице, мерцание протомыслей становится непрерывным свечением протомысли. Точнее можно сказать, что так оформился один из множества фокусов протосознания, или квазиосознанности. Протосознание – это зародыш сознание в узкой сфере.

Дальнейшее развитие сливает множество подобных фокусов в один. В нем все протомысли связаны друг с другом и уже в какой-то мере едины.

Протомысли стали первичными элементарными мыслями. Реакция, также как и воздействие влились друг в друга и стали непрерывным движением, дискретность отсутствует. Орбита движения – рефлексия, может непрерывно возрастать, включая в себя все новые факты и события. Движение осуществляется вокруг фокуса сознания. Фокус сознания стал центром сознания, появилось и стало оформляться «я». 4 (Вообще говоря, движение вокруг единого центра сознания всегда осуществляется по эллипсу, так как внешние условия постоянно изменяются, что вызывает постоянное раздвоение центра сознания на два фокуса: «я» и «не-я»)

Так точка рефлекса превращается в первичную орбиту мысли.

Например, гориллы воспитываемые людьми, когда становятся взрослыми и овладевают языком жестов и уже начинают осознавать себя и среду. Факт осознания несомненен. Известно, что трехлетняя самка гориллы предупреждала своего воспитателя о том, что она может потерять контроль над собой, осознавая наплыв инстинктивных реакций, которые могут привести к тому, чего она (горилла) старается избежать.

Таким образом, первичное элементарное сознание это непрерывное движение рефлексии второго рода, с образованием центра сознания.

Но первичное сознание существенно отличается от собственно ординарного сознания или вторичного сознания. Различие между ними в том, что в определенный момент напряженность потока реакций, то есть движения вокруг центра первичного сознания достигает такого уровня, который своеобразно взрывает (или раскрывает) фокус центра сознания внутрь себя. Пояснить такое наглядно [3] довольно трудно, так как фокус остается центром, т.е. «точкой» вокруг которой «двигаются» мысли, но одновременно с этим он увеличивает свою пространственную мерность, становится вначале отрезком, а затем участком плоскости.

Элементарное сознание одномерно.

Ординарное сознание двумерно.

Собственно сознание [4] – трехмерно.

У ординарного сознания уже есть экран сознания.

Экран сознания – это центр сознания, который сформировал «внутри себя» плоское бесконечное пространство мышления.

Собственно сознание – это центр сознания который сформировал «внутри себя» пространство мышления.

Фокус сознания, экран сознания и пространство сознания – таковы этапы развития собственно сознания.

Для того чтобы уяснить, как природу повышения мерности центра сознания, так и процесса самого его возникновения, можно представить себе камеру-обскуру. Одна из стенок этого объема в форме, например куба представляет собой тонкую непрозрачную плоскую поверхность, в которой проколота точечное округлое отверстие. Обычно отверстие в камере составляет доли миллиметра. Позади находится обычный полупрозрачный экран, который можно наблюдать с другой стороны. На экране появляется изображение того, что находится перед камерой. Отверстие играет роль линзы. Пока отверстие «камеры сознания» велико, никакого изображения на экране нет. Уменьшение диаметра отверстия (аналог возникновения рефлекса, как точки устойчивой реакции на среду) приводит к тому, что появляется возможность получить перевернутый «отпечаток» окружающей среды.

Так нами подробно рассмотрена [5] внутренняя сторона возникновения сознания.

Можно обратить внимание, что рассмотренная картина весьма напоминает, если не сказать описывает возникновение астрофизических систем, например солнечной системы, и это не случайность. Сознание, как и всякое иной явление порождено Законом развития, подчинено этому Закону и является его формой выражения.

Так или иначе, все является формой существования сознания, которая всегда суть – материя-субстанция.



[1] "Краткий этимологический словарь русского языка" М. Просвещение 1971 год. Н.М.Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская

[2] Как бы

[3] Для мышления находящегося в жестких рамках «трехмерности». По сути на определенном этапе развития сознания это развитие самостоятельно увеличивает свою мерность, т.е. в некотором роде число измерений. Неразвитое человеческое сознание плоское, развитое – объемное (3-х мерное), диалектическое прорывает границы и становится четырехмерным.

[4] Как оно понимается применительно к среднему человеческому существу

[5] Так сказать

 

 

Hosted by uCoz